Иркутская область и Бурятия ищут возможности для совместного продвижения туристического потенциала озера Байкал. Возможно, уже ближайшей весной оба региона выступят единым фронтом, объединив свои стенды на ключевых выставочных мероприятиях в России и за рубежом.
Принципиальных противников у этой инициативы нет. Крупные компании, продвигающие свои продукты на российском и международном рынках, давно не делят Байкал на «берег левый, берег правый», понимая: чем разнообразнее линейка предложений, тем мобильнее компания и шире клиентская аудитория. Генеральный директор компании «Гранд Байкал» Антон Процентов рассказал RATA-news, что они не первый год продвигают эту идею на разных уровнях, в том числе и на мероприятиях Байкальского экономического форума.
Директор компании «Русский мир» Владимир Квашнин тоже считает, что регионы уже давно должны были договориться о совместном продвижении, поскольку Байкал – «межрегиональное существо». «Его нереально продавать отдельно, – пояснил он. – Когда мы ездим на выставки, бывает так, что Бурятия стоит в одном зале, Иркутская область – в другом, из-за этого у агентов и туристов представление о регионе размывается. То, что об этом заговорили сейчас, я связываю с приходом нового губернатора Иркутской области, который имеет опыт работы в туризме».
Создание единого туристического бренда «Байкал», по мнению генерального директора туроператорской компании «Байкалов» Анатолия Казакевича, – вопрос политической воли, поскольку все предпосылки для этого уже есть, включая опыт выступления на едином стенде Сибири.
Туристические власти на обоих берегах Байкала также выступают «за» такое объединение. «Мы давно сотрудничаем в сфере туризма – это непрерывный процесс, и целесообразнее сейчас говорить о наращивании темпов взаимодействия на уровне как турбизнеса, так и органов государственной власти субъектов», – отметила руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова. Она напомнила, что в августе нынешнего года в Улан-Удэ состоялось совещание по вопросу проведения совместных мероприятий, направленных на развитие территорий ОЭЗ, прилегающих к озеру. Его участники обсудили вопросы развития туриндустрии на территории Байкала, предложения о создании единого туристического бренда, разработку маркетинговой стратегии и координации усилий по совместному продвижению территорий. Именно на том совещании было принято решение, что Иркутская область и Республика Бурятия будут участвовать в разработке комплексного туристического продукта.
«У каждого берега Байкала есть свои яркие преимущества. С иркутской стороны больше средств размещения, предложений по активному отдыху, возможностей для круизов, остров Ольхон, залив Малое море и т.д., – рассказал начальник отдела маркетинга и продвижения турпродукта агентства по туризму Бурятии Вячеслав Дмитриев. – Восточный берег Байкала и территория Бурятии – это разнообразие культурных традиций бурят, старообрядцев, эвенков, сойотов, казаков Забайкалья, на основе которых разработаны и предлагаются этнокультурные туристические программы. Это центр буддизма России. Это протяженные участки побережья Байкала, Баргузинский и Чивыркуйский заливы, Северный Байкал, удобные для пляжного отдыха и рыбалки и многое другое». Г-н Дмитриев уверен, что для обоих регионов было бы эффективнее, если бы они стояли на выставках вместе и дополняли друг друга, предлагая байкальский турпродукт. «Возможны и другие варианты совместного продвижения», – добавил он.
Одобряя саму идею, представители турбизнеса подчеркивают: главное – договориться об условиях, которые устроят всех. «В плане бизнеса для меня нет никакой разницы – Улан-Удэ или Иркутск, у нас два офиса и для меня они равноценны, – сказал Владимир Квашнин. – Туристам необходимо объяснять, что берега Байкала очень отличаются и нужно обязательно побывать и на том, и на другом. Но у каждого из них, если говорить о перспективах совместного продвижения, может проявиться "собственная гордость"».
Коммерческий директор компании «Спутник-Бурятия» Андрей Измайлов считает, что о взаимовыгодных условиях нужно договариваться «на берегу». «До последнего времени складывалась такая обстановка, что Иркутск, в силу того, что он более продвинут с туристической точки зрения, брал инициативу на себя, и Бурятия становилась частью его маршрутов и планов, – пояснил он. – За разговорами об объединении может, к сожалению, стоять чье-то желание выйти на наш рынок. Многие турфирмы Иркутска и сейчас самостоятельно формируют продукт в Бурятии, не особо реагируя на бизнес, который существует здесь. Конечно, это конкуренция, и сюда также приходят и московские, и питерские фирмы. Но каждый регион заинтересован в том, чтобы налоги платили на его территории. А поскольку деньги регионального бюджета – это, в том числе, и наши налоги, мы бы хотели, чтобы интересы местного турбизнеса были защищены. Возможно, моя точка зрения устарела. Но я на протяжении 20 лет наблюдал, что здесь происходило, и считаю, что нормальные взаимоотношения, без обид, могут строиться только на паритетных началах. Иначе через какое-то время кто-то скажет, что его используют». По мнению Андрея Измайлова, план совместного продвижения власти должны вырабатывать совместно с региональным турбизнесом: деньги одного региона не должны тратиться на то, чтобы поддержать другой.
Финансовый вопрос – один из ключевых в теме совместного продвижения. Но возможности региональных бюджетов неравные, и сравнение не в пользу Бурятии. Но при желании, уверены эксперты, можно организовать единый стенд пропорционально возможностям каждого или хотя бы попробовать для начала встать рядом. Этот шаг, по мнению экспертов от власти, поможет сформировать у туристов и агентов, которые продают туры на Байкал, полноценное представление о направлении, что, в свою очередь, будет способствовать росту турпотока в оба региона, приведет к снижению влияния сезонности, послужит формированию оптимальной ценовой политики, повышению уровня сервиса и появлению новых турпродуктов. Развитие трансграничных маршрутов «Байкал – Хубсугул» и «Великий чайный путь», как акцентировала Марина Рожкова, поспособствует совершенствованию сети автодорог, инфраструктуры придорожного сервиса, популяризации водных путешествий по Байкалу.
«Многие туристы, хотят переехать Байкал с одного берега на другой, а это сегодня либо очень дорого, либо вообще невозможно, – привел пример Владимир Квашнин. – Транспортное сообщение между регионами крайне бедное. Объединившись, можно обсуждать и решать многие подобные вопросы».
Источник: www.ratanews.ru