Новогодние каникулы прошли относительно спокойно, несмотря на ряд трагических событий, произошедших как в России, так и за рубежом, сообщил во вторник на пресс-конференции Евгений Писаревский, замруководителя Ростуризма. При этом слаженные действия авиационных властей и других госструктур, а также АТОРа и Ростуризма подтвердили, что система обеспечения безопасности туристов на сегодняшний день в России практически сформирована.
Среди наиболее ярких происшествий во время новогодних каникул г-н Писаревский выделил следующие: крушение авиалайнера Ту-204 в аэропорту Внуково, трагическая смерть российских туристов, провалившихся на снегоходе в пропасть в итальянских Альпах, а также лавиноопасная ситуация в Краснодарском крае, Дагестане и Северной Осетии. При этом, по словам Надежды Ефремовой, руководителя правовой службы АТОР, в новогодний период были актуальны проблемы двух типов: первые были связаны с задержками самолетов, вторые – с незаселением туристов в забронированные номера в отелях. В частности, за время каникул зафиксированы три значительные задержки рейсов: туристы «Татарских авиалиний» более суток не могли вылететь из Лилля в Москву 4 января; 2 января был отменен рейс а/к Ryanair из Финляндии в Италию, причем русских туристов финны долго держали в неведении и не сразу обеспечили питанием; а в последние дни январских каникул более 500 туристов а/к «Аэросвит» застряли во Вьетнаме и Израиле. Более того, 8 января финансовые проблемы этой авиакомпании отразились и на русских туристах, планировавших вылет из Киева в Москву – в результате путешественников вывозила а/к «Аэрофлот». Г-жа Ефремова упомянула также почти двухсуточную задержку туристов «Санрайза» на Гоа 9 января, которая произошла по причине неправильного оформления документов на чартерный рейс.
Всего за все время каникул в АТОР поступило 25 звонков от туристов и турагентств, однако неразрешимых проблем, к счастью, на этот раз не оказалось. По данным Надежды Ефимовой, в каникулярный период лидером по количеству жалоб, поступивших от туристов, стала Индия. Больше всего туристы из Гоа жаловались на овербукинг в отелях, впрочем, возникшую ситуацию удалось оперативно разрешить.
Любопытно, что предпочтения в выборе направлений зимнего отдыха у туристов на этот раз практически не изменились, однако прорывом 2013 года можно назвать резкое повышение спроса на курорты ОАЭ, отметила г-жа Ефимова. «В целом же популярными направлениями остались те же – это Египет, Таиланд и Финляндия, а также горнолыжные курорты Италии, Австрии и Швейцарии», - рассказал собеседник. Примечательно, что по Таиланду в последнее время так же отмечается взрывообразный рост турпотока, дополнил г-н Писаревский: так, если в 2011 году страну посетило 270 тысяч российских туристов, то в 2012 – уже 1 млн туристов, при этом турпоток продолжает расти. «Частично это обусловлено оттоком туристов из Египта в связи с неблагоприятной политической ситуацией. Однако обеспечение безопасности российских туристов в Таиланде пока еще находится на ненадлежащем уровне. Необходимо подписание письменного соглашения между Таиландом и Россией о взаимном обеспечении безопасности туристов. В настоящее время мы имеем такие соглашения лишь с Турцией и Китаем», - рассказал г-н Писаревский.
Строя прогнозы на будущее, замруководителя Ростуризма отметил, что тенденция отдыха в теплых странах в зимнее время среди российских туристов очень заметна: так, все большие обороты набирают курорты Вьетнама и Камбоджи. «А вообще, залог успешного будущего турбизнеса – технологии работы с туристом: необходимо помнить, что турист – это не средство, а цель работы. Необходимо стремиться к автоматизации процесса продажи туров», - заключил чиновник.
Отметим, что прогнозы о финансовой несостоятельности некоторых туроператоров не оправдались, в связи с чем можно утверждать, что первый этап турсезона прошел спокойно, добавил г-н Писаревский. «Создание Ростурпомощи – это знак для туроператоров, чтобы они учились существовать по средствам. И действительно, к настоящему времени политика многих туроператоров стала более реалистичной, некоторые туроператоры сокращают свои чартерные программы из-за неоптимистичных прогнозов по турпотоку. В целом появление сдерживающих механизмов заставило туроператоров внимательнее относиться к своим финансам», - рассказал чиновник.
Говоря о планах на предстоящий сезон, Евгений Писаревский отметил, что впереди еще большая работа над компенсационном фондом: прежде всего, предстоит синхронизировать процесс выплаты страховки и оказания экстренной помощи. «Деньги после выплаты фондом должны быть возвращены ему страховой компанией», - уточнил г-н Писаревский. Также необходимо уточнить понятие административной ответственности, ввести обязательную аттестацию гидов-переводчиков, установить положение о страховом поле, а турагентствам – вести более плотную работу с туристами, выявлять так называемый «рисковый» сегмент и проводить с такими «трудными» туристами особые беседы, а также предоставлять туристам максимум информации о стране, которую они планируют посетить. «На сегодняшний день в России отсутствует алгоритм работы менеджера с туристом, нет системы «вопрос-ответ», именно из-за этого часто и возникают конфликты. Необходимо также стремиться к тому, чтобы цены были адекватны стоимости услуг», - пояснил чиновник.
Источник: www.tourprom.ru