Директор Института социального маркетинга Сергей Хайкин утверждает, что московский туристический продукт недооценен на международном рынке, в том числе, из-за проблем безопасности. Хотя правильнее было бы сказать, из-за бытующих ныне представлений об опасности путешествия в Россию и Москву, в частности. К такому выводу можно прийти, изучив результаты исследования, проведенного этим институтом в 2011 году среди 1 тыс., а в 2012 году – 500 иностранных туристов.
Как выяснилось, для большинства из них эта поездка – давняя мечта. Этим во многом объясняется возраст приезжающих к нам туристов – им за 60 лет, и все предыдущие годы они откладывали путешествие в Россию по самым разным причинам, в том числе, и из соображений безопасности. И когда дальше откладывать становится нельзя, они «решаются». Опрос показал, что 88% иностранных туристов, которые планируют путешествие в Россию, готовятся к поездке: читают, в том числе, блоги, пользуются советами «сарафанного» радио, заглядывают в путеводители и на сайты своих МИДов.
Между тем, давая советы путешественникам, внешнеполитические ведомства некоторых стран, в частности, Канады и Великобритании, не скупятся на описания сложностей пребывания в России. Здесь и карманные кражи, нападения, угроза терроризма, хотя, по большому счету, от этих проблем не свободен ни один туристический город, особенно в Южной Европе. Россия занимает сейчас 115-е место из 139 в мировом рейтинге безопасных для туризма стран. Однако, как считают специалисты, этот рейтинг давно не соответствует действительности, так как во многом «замешан» на политике и застарелых стереотипах. Но независимо от степени объективности, вся эта медиа-среда оказывает очень большое влияние на туриста. В итоге, 39% туристов, решивших отправиться к нам в гости, опасаются за свою безопасность.
Тем интереснее, как смещаются акценты после поездки. Если перед поездкой Москву среди главных «страхов» туристы называли безопасность, холод, коррупцию, то потом, на месте более важными оказались совсем другие проблемы – языковой барьер, страх заблудиться, сложная навигация в городе. На них указали 34% туристов, на долю карманных краж пришлось уже всего 8%, а на безопасность – 10%. В итоге, почти 83% туристов, побывавших в Москве, высоко оценивают уровень безопасности в столице. Для 9% он вообще оказался выше ожиданий.
На самом деле, как заметил Сергей Хайкин, причина такого расхождения ожиданий туристов и реальности – в нехватке достоверной информации о Москве. Иностранные туристы еще до поездки к нам должны получить ответы на интересующие их темы по всем доступным каналам – в интернете, в путеводителях, можно добиваться и смягчения рекомендаций МИДов других стран. Москве надо активнее присутствовать в зарубежных СМИ, особенно в тех странах, откуда к нам едет наибольший поток. Не случайно, нехватка информации волнует опрошенных гораздо больше (40%), чем, например, наличие туалетов (7%) или проявления расизма (6%).
Московские туристические власти знают об этой проблеме, поэтому за последние 2 года Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству Москвы были предприняты, без преувеличения, титанические усилия по восполнению информационного пробела. Как мы уже сообщали, в Москве все больше указателей на английском языке, создан call-центр для туристов. Сейчас он работает на шести языках, в следующем году добавится еще один – китайский. Запущен городской информационный портал, который сейчас работает, помимо русского, на немецком и английском, в 2013 году он также получит китайскую версию. На станциях метро «Киевская», «Белорусская» и «Павелецкая» планируется открыть туристско-информационные центры. Первый такой центр в сентябре начал работать в вестибюле музея, посвященного Отечественной войне 1812 года, слева от входа на Красную площадь через Воскресенские ворота. На 2013 год запланировано открытие ТИЦ в аэропорту «Шереметьево». Серьезные успехи достигнуты и в укреплении безопасности пребывания туристов в столице. Об этом вчера шла речь на Московской конференции по безопасности туризма.
Источник: www.ratanews.ru