Не допускать несанкционированного ручного вмешательства в ценообразование и ограничить рост цен на авиабилеты планирует Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС). Об этом заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев, выступая в Совете Федерации. В своей речи он произнес буквально следующее: «Мы сейчас завершаем большую работу, которая должна сильно помочь нам. В частности, мы говорили об использовании электронных систем ценообразования. И авиакомпании все, и «Аэрофлот» и другие, говорят о том, что это машины в автоматическом режиме устанавливают цены в зависимости от повышенного спроса. Однако специалисты ФАС установили, что это делается алгоритмами вручную». Далее глава ФАС заявил, что «делают это люди, ориентируясь на очень абстрактное представление о том, что спрос вырос накакие-то непонятные величины». Соответственно, «антимонопольщики» планируют бороться с таким несанкционированным вмешательством.
Тем не менее, эксперты тикитингового рынка уверены, что скорее всего глава ФАС не полностью в курсе дела и особенностей функционирования систем бронирования. Однако подобные речи для ещё менее компетентного общества могут «бросить тень» на весь рынок реализации авиабилетов. Тем более, что основная проблема в завышенных ценах вовсе не в каких-то «зловредных» людях, которые «накручивают счетчик».
Отметим, что существующие на рынке системы дистрибуции авиабилетов, которых насчитывается около десятка, действительно работают по алгоритмам динамического ценообразования. То есть, на пустой рейс предлагается минимальный тариф, но при росте спроса растет и цена билета. Данную работу алгоритма, отметим, глава ФАС еще в августе характеризовал как «результат сговора мировых авиаперевозчиков». Однако эксперты подчёркивают, что данная «политика» систем дистрибуции формально ничего не нарушает, в том числе и антимонопольное законодательство со стороны ФАС.
Что же касается ручной «отладки» - ее действительно проводят. В том числе и аналитики авиакомпаний. Однако их цели в данном случае совершенно противоположны. «Упрекнуть авиакомпании в сознательном желании «содрать» побольше денег, например, на перевозках в рамках Чемпионата мира, нельзя. В целом они готовы предлагать даже явно невыгодные меры. Например, «Аэрофлот» заявил об акции продаж билетов в дни чемпионата болельщикам за пять рублей – да, это акция, но это существенные потери для авиакомпании, фактически она оплачивает перевозку из собственных средств», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Дмитрий Горин, член правления РСТ, глава тикитинговой компании «VIP Service». По его словам, именно такого типа акции и «запускаются вручную».
Если говорить в целом, подчеркнул эксперт, в среднем цены на авиаперевозку упали на 10%, за исключением пиковых дат вроде ЧМ-18. «В целом на авиарынке достаточно серьезная конкуренция – 80% линий контролирует не одна-две, а до 15-ти компаний. При этом стоит отметить, что при современных критериях надежности авиакомпаний, появившихся после краха «ВИМ-авиа», многим перевозчикам сейчас сложно выживать, в том числе и финансово», - пояснил Дмитрий Горин.
Что касается общих способов удешевления перевозки – то ФАС «не там ищет», уверен эксперт. «Если правительство планирует установить некий регламент цен на авиабилеты, то в целом эта мера может сработать. Однако не при условии сведения стоимости а/б к некой «средней цене», а скорее при учете развития и совершенствования установившейся градации классов – аналогично гостиницам: все понимают, что пять звезд стоит гораздо выше чем одна звезда», - отметил Дмитрий Горин. Фактически эта система уже установлена – от невозвратного безбагажного тарифа до бизнес-класса и первого класса. «Вполне возможно установить, в зависимости от категории билета, какие-то рекомендованные уровни цен», - отметил Дмитрий Горин.
Кроме того, по его словам, есть и другие методы, в конечном итоге ведущие к удешевлению перевозки. «Контроль необходим не только цен на билеты – необходим контроль авиационных сборов аэропортов, аэронавигационных сборов, регулирование цен на топливо, которое составляет до 30% от стоимости авиабилета, а также регулирование налоговой нагрузки на перевозчиков, т.е. снятие внутреннего НДС», - подчеркнул Дмитрий Горин. Кроме того, никуда не девается проблема поддержки отечественного авиапрома и постепенного «вытаскивания» авиакомпаний из долговой ямы лизинговых платежей – что также государственный вопрос и возможно это только при условии эксплуатации отечественных лайнеров.
Источник: www.tourprom.ru