Начавшееся пару лет назад укрепление национальной валюты сделало отдых в Швейцарии довольно дорогим, так что туристы из Европы все чаще стали отдавать предпочтение другим направлениям. Судя по отчету Федерального статистического офиса Швейцарии, в этом году отток туристов сохранился. За период с мая по октябрь число ночевок, проведенных путешественниками в местных отелях, уменьшилось почти на полмиллиона, составив 19 млн. (-2,5%). При этом самым неудачным для туротрасли месяцем стал июль, когда падение достигло 7%. Чаще других от поездок в Швейцарию отказываются жители Германии, Великобритании, Голландии и Франции.
Ухудшили свой результат, по сравнению с 2011 годом, десять из 13 швейцарских регионов, где хорошо развит туризм, среди них хорошо известные россиянам регион Женевского озера и Тичино. Женева, по данным местного офиса по туризму, за семь месяцев текущего года приняла 916 тыс. туристов (-0,4%). Число ночевок, совершенных россиянами в Женеве за тот же период, сократилось на 5%, составив 151 тыс. В то же время на положительные показатели вышли Цюрих, Фрибург и Валаис.
В зимнем сезоне, согласно прогнозам, общее количество ночевок туристов в Швейцарии снизится еще на 0,9%. Правда, несмотря на отрицательную статистику, эксперты все же считают, что ситуация может стабилизироваться за счет роста внутреннего туризма, а также увеличения гостей из азиатских стран. За рассматриваемый период число ночевок туристов из Китая выросло на 25%, японцев – на 7%. Россия, как и в прошлом году, также вышла «в плюс»: в отелях Швейцарии наши соотечественники останавливались на 12% чаще по сравнению с предыдущими показателями.
«Действительно, в целом Швейцария не потеряла российских туристов, однако сказать, что ситуация в стране не оказала вовсе никакого влияния на российский турпоток, нельзя», – считает руководитель швейцарского отдела компании «Роза ветров Мир» Оксана Хромочкина. По наблюдению собеседницы RATA-news, за последнее время просел именно недорогой сегмент. Так, если еще лет пять назад на долю туристов, путешествующих в составе групповых туров, приходилось 80% всех бронирований, сегодня это 50х50 с индивидуальными путешественниками. «С другой стороны, возможно, те, кто хотел познакомиться со страной, уже сделали это. А в Швейцарию в основном едут именно ее горячие приверженцы, которые ценят высокий уровень сервиса и незабываемый местный колорит», – предположила г-жа Хромочкина.
По данным экспертов, цены на отели в Швейцарии трудно назвать чрезмерно высокими, однако за счет многих составляющих поездки, включая перелет, питание и другие расходы, страна остается недешевой для россиян. Например, экскурсионная поездка в составе организованной группы будет стоить больше €1 тыс. на человека. Этим и объясняется, что Швейцарию чаще выбирают туристы с доходом выше среднего. Особенной популярностью у этой категории путешественников пользуется отдых в горах – причем, как зимой, так и летом. Также страна остается востребованной бизнес-туристами.
Продакт-менеджер по Швейцарии компании «Асент Трэвел» Анастасия Сологуб уверена, что гораздо ощутимее курса швейцарской валюты на внутриевропейский турпоток влияет кризис еврозоны. Тем более что спад произошел не только на швейцарском направлении, аналогичная ситуация характерна для многих стран. «Из России в Швейцарию мы по-прежнему отмечаем ежегодный прирост турпотока, однако темпы его за последние годы несколько снизились. Сейчас это не больше плюс 10-20% ежегодно», – продолжила г-жа Сологуб. Еще одной проблемой она назвала увеличение процента «самостоятельных» туристов, бронирующих отели на европейских курортах через интернет, и Швейцария – не исключение. В этой ситуации туроператоры могут выиграть только за счет наличия у них гарантированных мест в отелях, что особенно актуально для пиковых дат.
По мнению генерального директора компании «Бюро-3-Виза» Татьяны Молодцовой, кризис еврозоны не так сильно «бьет» по российскому турпотоку еще и потому, что начав путешествовать по европейским меркам относительно недавно, наши соотечественники не теряют интереса к поездкам. Также эксперт выделила грамотную информационную поддержку офиса по туризму Швейцарии (Switzerland Tourism), который направляет усилия на привлечение большего числа туристов из России. В частности, г-жа Молодцова заметила, что продажи летнего сезона в Швейцарии в этом году прибавили 15% . «Это очень неплохой показатель, если учесть что еще несколько лет назад в Швейцарии лето было низким сезоном по сравнению с зимними месяцами. Однако сейчас эта граница практически исчезла», – считает Татьяна Молодцова. При этом, как она полагает, итоги зимних продаж в полной мере можно будет оценить не раньше марта. По ее данным, спрос на зимнюю Швейцарию сейчас как раз вошел в стадию подъема.
Источник: www.ratanews.ru