Вопросы введения курортного сбора, проблемы с авиаперевозкой, которые ярко проявились в ситуации с ВИМ-авиа, финансовая поддержка турбизнеса, вопросы несправедливой конкуренции со стороны онлайн-сервисов по отношению к классическому турбизнесу, а также проблема низкого профессионализма чиновников Ростуризма - такие вопросы хотели бы предложить эксперты отечественного туристического бизнеса в ходе «Прямой линии» с Президентом Владимиром Путиным, намеченной на 15 июня. Все вопросы были переданы Президенту через сайт «прямой линии» http://moskva-putinu.ru/.
Среди озвученных на первом месте вопросов всплыла тема курортного сбора. «Учитывая складывающийся реалии вокруг курортного сбора, мы бы задали вопрос, считает ли Путин целесообразным на фоне некоторого снижения турпотока на отечественные курорты настаивать на введении курортного сбора? Ведь по факту турпоток снижается, снижение составит в этом сезоне не меньше 10%», - отметил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Эксперт отметил, что введение курортного сбора началось с поручения Президента, однако изменилась и реальность, и первоначальные планы по взносам, причем не в лучшую для отечественного турбизнеса сторону.
«Для вопросов такого уровня мы бы предложили две основные темы. Во-первых, это вопрос с аккуратным использованием курортного сбора в текущей ситуации – ведь когда выездные направления доплачивают туроператорам за каждого туриста, брать сбор с отечественных туристов может быть не очень своевременно. А для туристов с относительно невысоким уровнем доходов любой дополнительный сбор может стать очень чувствительным», - поддержал Сергей Толчин, директор по продажам туроператора «НТК Интурист».
Второй важный вопрос - это субсидирование по краям сезона организованного турпотока, в частности, чартерных рейсов. Это необходимо для увеличения продолжительности сезона отечественных курортов и увеличения рентабельности отельного и иного туристического бизнеса. «Короткий сезон – это основная проблема инвестиционной привлекательности и эффективности наших курортах. Есть опыт Турции, в которой раньше курортный сезон также длился лишь с июня по сентябрь, однако благодаря принятым мерам рамки сезона были расширены. В итоге это качественно повлияло там на всю отрасль», - отметил Сергей Толчин.
Вопрос субсидирования логически «очерчивает» еще одну больную точку – авиаотрасль, что наглядно показала ситуация с «ВИМ-авиа». Считается, и небезосновательно, что чиновники взялись за проблему ВИМ-авиа, опасаясь неудобных вопросов на прямой линии с Путиным (читайте подробности тут). Такой информацией с корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» поделились участники совещания в Росавиации и Ростуризме. «Все очень боялись социальной напряженности и неприятных вопросов Президенту. Именно осознание того, что 15 июня близко, убедило ведомства предпринять какие-то неотложные действия для разрешения ситуации», - прокомментировал источник.
«Мы хотели бы задать вопрос, что можно сделать для того, чтобы действия авиакомпаний негативно не отражались бы на туристах и работе турбизнеса», - озвучила позицию общественников Наталья Осипова, глава Альянса Туристических Агентств (АТА). Данный вопрос, впрочем, можно и расширить до уровня взаимодействия «государство – турбизнес»: «Мы бы хотели спросить, что реально будет предпринято правительством для поддержки турбизнеса?»
При этом работа федеральных органов власти, ответственных за туризм, вызывает еще больше вопросов – начиная от низкого качества подготовленного Минкультом нового закона о туризме, заканчивая раскруткой Ростуризмом заокеанского сервиса Airbnb, который лишь вредит отечественному туризму. «У меня был бы такой вопрос – что государство на данный момент желает поддерживать – отечественный турбизнес, фирмы, отели, которые создают рабочие места и платят налоги, или агрегаторы по аренде квартир американского подданства?», - задал вопрос Алексан Мкртчян, глава сети турагентств Юга России «Розовый слон». Кстати, подробнее о скандале, вызванным меморандумом о сотрудничестве между Ростуризмом и сервисом AirBnb, читайте по данной ссылке.
Впрочем, решить актуальную для туристического рынка проблему неравенства между законопослушными российскими туроператорами и глобальными системами бронирования, вполне возможно при наличии «государственной воли». Однако пока «государственной воли» для решения этого вопроса как раз и не хватает: на данный момент закон, требующий от туроператоров серьезных финансовых вложений во имя защиты туристов, ставит их в крайне невыгодные условия конкуренции с онлайн-фирмами иностранного подданства и чужой налоговой резиденции, которые не только не платят налогов в российскую казну, но и никак не защищают отечественных туристов. Тем не менее, если проект электронной путёвки охватит сегмент онлайн-сервисов и поставит их работу на территории России под контроль (под угрозой блокирования), то проблему неравенства условий классических туроператоров и интернет-бизнеса, а также защиту туристов со стороны последних, удастся полноценно решить.
В этой связи у участников туристического рынка логично возникают и общие вопросы по реформированию государственного аппарата. «Это не вопрос, это скорее пожелание, но очень важное - Президенту срочно надо создать сильную команду профессионалов, чтобы отраслями руководили те, кто реально в них разбирается. Чтобы за культуру отвечал министр, разбирающийся в культуре, чтобы туризмом руководили те, кто понимает проблемы отрасли изнутри и может найти оптимальные решения», - резюмировала Татьяна Ванд, гендиректор туроператора «Ванд».
Кстати, год назад актуальным для турбизнеса вопросом было открытие Египта. Президент ответил, что российским туристам небезопасно находится в Египте, поскольку алгоритм работы по обеспечению безопасности пассажиров в аэропортах страны стороны пока так и не нашли. В своем ответе Путин подчеркнул, что в данный момент руководство России просто не имеет права не сказать людям, что ездить в Египет опасно. «В Египте действующие власти борются с радикалами: на Синае чуть ли не каждый день идут столкновения», - пояснил президент. В данный момент, как видим, вопрос Египта даже не стоит.
Источник: www.tourprom.ru