Российские туристы не намерены отказываться от путешествий: ради отпуска, проведенного на берегу моря, наши соотечественники готовы экономить на многом другом. В итоге на фоне продолжающегося общего спада российской экономики, согласно исследованию делового климата в сфере деловых услуг, проведенного ИСИЭЗ, туристический бизнес оказался среди немногочисленных сфер, продемонстрировавших рост.
Так, по данным Института статистических исследований и экономике знаний, во втором квартале этого года индекс предпринимательской уверенности в туристическом секторе продемонстрировал 3% рост. При этом в плюсе, по данным ИСИЭЗ, туризм оказался впервые после 2014 года. Также хорошо себя проявили санаторно-курортные учреждения и страховые компании. Тут стоит отметить, что все эти три сферы тесно связаны между собой, что еще раз подтверждает рост именно туристического сегмента.
По словам экспертов, в первую очередь такая положительная динамика связана с взятым в туризме курсом на импортозамещение. Так, по данным Ростуризма, с начала 2016 года внутренний турпоток продемонстрировал 30% рост, в то время как за границу отправилось на 40% российских туристов меньше.
«Действительно, последние несколько лет экономическая ситуация была такова, что стагнация присутствовала практически во всех отраслях, в том числе и в туризме. Однако сейчас мы отмечаем рост, в первую очередь, связанный с положительной динамикой на внутренних направлениях, который в свою очередь связан с курсом рубля, а также с открытием новых дестинаций. В итоге люди все-таки не отказались от отдыха и поехали на российские курорты», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза Туриндустрии. По его словам, такая динамика говорит о том, что на данный момент российская экономика взяла курс на стабилизацию после серьезного кризиса.
«Туристическая сфера всегда первая входит в кризис, но при этом первая же из него и выходит. Поэтому на фоне общей низкой активности в экономике туризм уже сейчас наращивает темпы. Если сравнить с общемировыми показателями, то внутренний туризм в России показывает очень весомый рост», - отметил г-н Барзыкин.
При этом эксперт подчеркнул, что, несмотря на то, что дно кризиса российский туристический сектор действительно миновал, расслабляться нельзя. «Дно пройдено, но важно его не углублять. Отечественным курортам не стоит думать, что у наших туристов нет других вариантов, и они непременно поедут отдыхать именно к ним. Не надо завышать тарифы, цены. Необходимо удержать эту тенденцию, нужно стимулировать самих туристов, что бы они понимали, что для отдыха в России создана благоприятная среда. Это касается и хотельеров, и региональное руководство, и перевозчиков», - заключил Юрий Барзыкин.
Впрочем, по словам президента Альянса Туристических Агентств (АТА) Андрея Гаврилова, говорить о том, что именно туристический сектор стал одним из первых, кому удалось преодолеть в России кризис, всё же неверно, поскольку в стране еще много других отраслей, демонстрирующих положительную динамику. «На самом деле давать общую оценку очень сложно, поскольку если рассматривать экономические показатели, то это одна история, а если говорить об объеме оказанных услуг, то это совершенно другая история. Что касается внутреннего и въездного туризма, то здесь, действительно, есть определенная положительная динамика, которая нас, безусловно, радует», - отметил собеседник.
При этом, говоря об экономическом кризисе, Андрей Гаврилов особенно подчеркнул, что начиная с 2014 года серьезные потери нес только выездной сегмент российского туризма, в то время как внутренний рынок, напротив, показывал исключительный рост. «Если мы берем выездной турпоток, то, конечно, кризис не пройден. У нас просто уменьшилась отрицательная динамика. Поэтому говорить о том, что дно пройдено, на мой взгляд, еще рано. Но если говорить про внутренний и въездной турпотоки, то там по большому счету кризиса никакого и не было. Если посмотреть динамику за последние два года, в этих сегментах шло прибавление. Более того, определенные экономические условия и меры, которые были приятны, дали дополнительные проценты к внутреннему турпотоку. Поэтому тут нельзя говорить о прохождении кризиса, которого не было», - заключил собеседник.
В завершение добавим, что к похожим выводам пришли в своем исследовании и эксперты «Промсвязьбанка». Так, по мнению аналитиков компании, 2016 год стал тем самым дном для туристического сектора, о котором говорили многие эксперты, а в 2017 году туристическая отрасль начнет уже расти. При этом аналитики уверены, что положительная динамика в первую очередь будет связана с ростом выездного турпотока. Тут основные ставки специалисты делают на Турцию и вероятное открытие Египта. При этом внутренний туризм, напротив, потеряет свои позиции, поскольку успех этого года, по мнению аналитиков банка, напрямую связан с отсутствием сразу двух массовых направлений.
Источник: www.tourprom.ru