Заключить соглашение о сотрудничестве по вопросам развития сельского и экологического туризма в России планирует Федеральное агентство по туризму и Министерство природных ресурсов и экологии. Инициатива предпринята «в честь» года Экологии, которым объявлен следующий 2017 год. Эксперты турбизнеса, в свою очередь, подчеркивают, что в сегмент организованного туризма сельский туризм может войти только при «прояснении» его юридического статуса, который пока более чем проблематичен. Более того, пока сельский туризм интереса для крупных туроператоров не представляет по целому ряду причин, и изменится ли это в будущем – большой вопрос...
«В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина, 2017 год в России станет Годом экологии. Этот факт предопределяет особую актуальность и благоприятствует проведению мероприятий по развитию в нашей стране сельского и экологического туризма, которые входят в число наиболее перспективных видов отдыха и путешествий, и востребованность которых в настоящий момент растет во всем мире», - рапортует официальный сайт Ростуризма. По данным ведомства, соглашение должно быть подписано в рамках второго Восточного экономического форума, который проходит во Владивостоке 2-3 сентября 2016 года.
«Россия охватывает 9 природных зон и располагает беспрецедентным многообразием экосистем. У нас есть обширные территории, практически не подвергавшиеся антропогенному воздействию, богатейшая флора и фауна. Имеются привлекательные сельскохозяйственные угодия и ландшафты. Все это уникальные ресурсы с точки зрения развития туризма, которые надо использовать на благо людей и самой природы. Мы ведем активную работу по созданию экотуристических маршрутов, по организации посещения туристами заповедных зон и сельских территорий. Консолидация усилий с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в части развития эко- и сельского туризма будет способствовать эффективной реализации туристического потенциала нашей страны», - заявил руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
Туроператоры же отнеслись к инициативе достаточно скептически – сейчас «сельский туризм» не только не входит в сферу интересов туроператорского сегмента, но и имеет довольно шаткий правовой статус, что и является главной причиной «нестыковки».
«Туроператор несет ответственность за все, что произойдет с туристом, поэтому мы можем работать только с проверенными партнерами. А юридический статус того, что сейчас преподносится как «сельский туризм», весьма неопределенный», - прокомментировала ситуацию Ирина Астахова, руководитель отдела Россия туроператора «Ванд». Притом, что необходимых гарантий безопасности при таком виде отдыха требуется немало.
«Сельский туризм, для начала – это реальная опасность для жизни туриста при его взаимодействии с животными и сельхозтехникой. Это и проблемы с гарантией качества питания, какое бы оно ни было «фермерское» - оно должно быть сертифицировано, иначе проблем не избежать, а также это и повсеместные проблемы с условиями проживания и размещения», - пояснила эксперт. Большая часть вариантов, предлагаемых как «сельский туризм», юридической, а иногда и физической возможностью подобных подтверждений не располагают. «Сегодняшнее состояние этого сегмента туризма такого, что туроператоры работать в нём не могут, так как никаких гарантий и никакой защиты нет», - подчеркнула Ирина Астахова.
Кроме того, как отмечают эксперты, «сельский» турбизнес проходит мимо «большого» турбизнеса как по интересу целевой аудитории, так и по ёмкости. «В программах у нас сельский туризм практически не задействован, только в Белоруссии включены несколько усадеб, где туристам предлагаются различные «сельские» активности, но это скорее экскурсионный маршрут, т.к. туристы там не ночуют», - рассказал Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Он подчеркнул, что интерес российских туристов к «сельской жизни» значительно ниже, чем у европейцев, так как «экзотикой» для наших туристов сельская жизнь ещё не стала. Как экскурсионные объекты сельские усадьбы в основном интересны нишевому турбизнесу, а как объекты размещения – практически исключительно «частникам» - по объективным причинам человекоёмкости. «Как правило, сельские усадьбы – это маленькие гостиницы, ориентированные максимум на 10 человек одновременного размещения. Туроператорам такие объемы просто неинтересны, мы в целом практически не сотрудничаем с настолько мелкими средствами размещения. Да и их владельцы не особенно заинтересованы в крупном турбизнесе. Как правило, свой турпоток они нарабатывают с помощью «сарафанного радио» - за пару лет работы вполне можно набрать клиентуру в 100-200 человек, которую в течение года такой миниотель сможет «потянуть». Расширяться дальше у большинства из них нет ни сил, ни средств», - подчеркнул Сергей Ромашкин. При этом размеры средств размещения, которые туроператоры считают привлекательными для сотрудничества, начинаются не меньше чем от 400 человек в год.
«В целом сегмент «сельского» турбизнеса всегда проходил «мимо» туроперейтинга. Нет, это не значит, что мы против сотрудничества. Если Ростуризм видит какие-то неизвестные нам возможности соприкосновения, мы всегда готовы это обсудить», - резюмировал Сергей Ромашкин.
Источник: www.tourprom.ru