По оценкам юристов, «тихий» летний сезон 2015 может принести турфирмам ощутимые проблемы, причем как туроператорам, так и турагентам. Так, турагентов признают платежными агентами, а туроператоров лишают статуса посредников и заставляют платить миллионные недоимки. Эксперты-юристы, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ» советуют турбизнесу подстраховаться и быть внимательным к деталям оформления договора.
Веерные банкротства туроператоров летом 2015, вынудили многие организации столкнуться с необходимостью защищать свои интересы в борьбе со страховщиками и обратившимися в суд туристами. «Естественной реакцией бизнеса стало совершенствование документооборота. Те, кто работал по старым договорам, наконец-то обновили их и привели в порядок, те же, у кого договоры итак были на неплохом уровне – дополнили свои договоры пунктами об отсутствии ответственности турагентов за банкротства туроператора и другими полезными новшествами», - отметил Александр Байбородин, гендиректор юридической компании Александра Байбородина. По оценке эксперта, пессимистичные прогнозы на лето 2015 года, к счастью, пока не оправдались, банкротств и громких скандалов удалось избежать, но руку по-прежнему нужно держать на пульсе.
«Какие опасности подстерегают турфирмы в 2015 году, и как от них защититься? Я бы выделил следующие проблемы и направления защиты: Для турагентов – это в первую очередь защита от признания их платежными агентами. Это настоящий «бич» в 2015-м году», - сообщил Александр Байбородин. По словам эксперта, статус платежного агента означает для турагента штраф в размере 40’000 рублей, и непонятные перспективы для дальнейшей деятельности – вплоть до необходимости создания новой компании. При этом уже фиксировались прецеденты, по которым турагенты признаются платежными агентами даже на уровне Верховного суда. Складывается негативная судебная практика в Краснодарском крае, других регионах России.
«Одной из мер (хотя и не панацеей) для турагентов для предупреждения подобных событий может стать внесение в договоры с туристами пунктов, которые прямо указывают на тот факт, что турагент совершает массу других действий, помимо собственно приема денег у населения. Не помешают и пункты, явно указывающие на статус турагента у конкретной компании. Полагаю, что это повысит шансы защищаться от претензий налоговых органов», - посоветовал Александр Байбородин. По словам эксперта, пункты, защищающие турагентов от признания платежными агентами, могут внести в свои агентские договоры и туроператоры – их интересы от этого никак не пострадают, а вот турагентам жизнь такие пункты могут сильно облегчить.
«У туроператоров ситуация еще более непростая – им-то как раз хочется быть агентами (только не платежными, а агентами в понятиях гражданского кодекса), но налоговая в ряде случаев не дает. Пока это единичные явления, но сама тенденция очень настораживает», - также отметил Александр Байбородин. По словам эксперта, большинство туроператоров имеют агентские договоры с поставщиками и платят налоги с суммы вознаграждения. «Однако в 2015 году в ряде случаев налоговая уже обязывала туроператоров заплатить налог со всей суммы полученных ими по сделкам денежных средств, а суды вставали на сторону налоговой. Размер недоимок, подлежащих доплате в этом случае, может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей», - прокомментировал Александр Байбородин. При этом, туроператор не оставляет себе полученные от туристов денежные средства, а передает их поставщикам. Так почему он должен платить налоги со всех полученных денег?
«По мнению некоторых налоговых органов, тот факт, что туроператор самостоятельно определяет конечную цену на услуги, а также несет ответственность перед потребителями, несовместим со статусом агента. А потому туроператор является не агентом, а исполнителем услуги со всеми вытекающими налоговыми последствиями», - ответил на этот вопрос Александр Байбородин. По его оценке, одной из страховочных мер, может стать внесение в договоры туроператора с поставщиками и с турагентами пунктов, однозначно указывающих на агентский (по отношению к поставщикам услуг – гостиницам, перевозчикам) характер деятельности туроператора.
Кроме того, юрист рекомендует турбизнесу и быть внимательным к мелким деталям. Например, в июле 2015 года Турпомощь аж два раза рекомендовала внести изменения в договоры с туристами. Так, с 07 июля 2015 года у Турпомощи поменялся телефон. А уже на следующий день – 08 июля 2015 года «Турпомощь» рекомендовала на своем сайте включить в текст договора с туристом Уведомление о передаче прав на обращение к страховщику в случае оказания туристам экстренной помощи.
«Хотя указания Турпомощи носят рекомендательный характер, не стоит оставлять их без внимания. Неверные сведения о Турпомощи в договоре могут обернуться серьезными неприятностями. Отсутствие в договоре корректных сведений о контактах Турпомощи, равно как и о последствиях оказания экстренной помощи, может стать причиной для обращений туристов с исками в связи с непредставлением им необходимой и достоверной информации. В связи с этим, крайне важно указать в Приложении к договору правильный телефон Ассоциации «Турпомощь», а также уведомить туриста обо всех нюансах связанных с оказанием экстренной помощи», - посоветовал Александр Байбородин.
Источник: www.tourprom.ru