Роспотребнадзор планирует ввести контроль над интернет-магазинами, включая онлайн турагентства, и закрывать недобросовестные по аналогии с приостановкой работы реальных (оффлайн) магазинов за выявленные нарушения. Под критерий интернет-магазинов попадают и разнообразные «реализаторы» авиабилетов и зарубежного турпродукта – прежде всего круизов и отелей, в том числе и «иностранного» базирования. Эксперты туррынка, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», в целом положительно относятся к мерам, способным «проредить» серый, а то и откровенно мошеннический сегмент «реализаторов», однако отмечают, что предлагаемые методы борьбы явно недостаточны.
Напомним, что на днях Роспотребнадзор обратился в правительство с предложением наделить его возможностью закрывать недобросовестные интернет-магазины по аналогии с приостановкой работы реальных точек продаж за выявленные нарушения. В первую очередь контролирующее ведомство обеспокоено тем, что интернет-ритейлеры фактически находятся вне юрисдикции закона о защите прав потребителей. Также не упорядочена работы агрегаторов, которые фактически не являются продавцами, но получают напрямую деньги от покупателей. По инициативе Роспотребнадзора закон «О защите прав потребителей» могут дополнить определением поставщика, как организации или индивидуального предпринимателя, у которого есть сайт, где представлена информация о реализуемых товарах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и куда потребители могут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи. Также Роспотребнадзор намерен обязать продавцов указывать на сайте свой адрес, режим работы и предоставлять потребителям полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки товара.
Отметим, что формально под «воздействие» данной новации могут попасть и многочисленные интернет-сайты, в том числе иностранного базирования, реализующие российским туристам различные туруслуги. Нередко такие услуги страдают низким качеством, а сами такие сайты являются откровенными мошенниками. При этом найти такого «реализатора» просто не представляется возможным, особенно если он базируется заграницей, например, на Украине.
«Основным критерием для нашего интернет-потребителя является цена, поэтому и на рынке авиабилетов, и на рынке реализации турпродукта он ищет в первую очередь дешевые предложения, не особенно проверяя поставщика. Соответственно, от демпинга и мошенничества интернет-рынок не застрахован», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Дмитрий Горин, руководитель транспортной комиссии «АТОР». При этом часто формальности с точки зрения туристов соблюдены, интернет-контора предоставляет некоторый договор на услуги. «Правда в нем может быть мелким шрифтом напечатано, например, что в случае возникновения претензий, дело решается в суде страны, в юрисдикции которой находится поставщик, а это могут быть в лучшем случае Великобритания, Италия, Греция… А в худшем – оффшорные острова или Украина. Сейчас на российском туристическом рынке очень много таких сайтов», - отметил Дмитрий Горин.
В худшем случае ситуация еще более печальна. Так, круизный рынок сталкивался с «всплывшими» мошенниками, якобы базировавшимися в США, однако с украинскими контактами, предлагавшими явно мошенническую схему реализации круизов. «Мы действительно неоднократно поднимали этот вопрос, и в Госдуме и в контролирующих организациях. Если наше правительство действительно заинтересовано защитить туриста, то на «серый» интернет-сегмент надо обратить пристальное внимание контролирующих органов», - прокомментировал Алексей Цыганов, исполнительный директор круизного туроператора «Атлантис Лайн». По словам эксперта, фактически подобные сайты нарушают статьи отраслевого закона, оказывая туроператорские услуги без регистрации, без реестра и фингарантий. Если что-то случится, даже если это не мошенничество, а любой из сбоев, от которых турбизнес не застрахован, турист остается безо всякой поддержки. «Подобные реализаторы, нарушающие российское законодательство, не только вступают в недобросовестную конкуренцию с честными туроператорами, официально зарегистрированными в России по весьма затратным нашим законам, но и нередко наносят имиджевые потери всему рынку», - отметил Алексей Цыганов.
При этом эксперты отмечают, что мер, предлагаемых Роспотребназдором, может быть и недостаточно. «Роспотребнадзор предлагает указывать физическое расположение реализатора, его адрес и телефон. Но в современных условиях даже «серая» контора может обеспечить себе и офис, и колл-центр», - отметил Дмитрий Горин. Тем не менее, варианты работы туроператоры видят. «Роспотребнадзор может действовать совместно с Роскомнадзором, тем более, при учете закона о персональных данных», - отметил Алексей Цыганов. В любом случае, официальный турбизнес новую меру скорее приветствует и готов оказать чиновникам всяческое содействие: «Мы категорически заинтересованы в том, чтобы наш туррынок был цивилизованным, безопасность туриста нам выгодна в том числе и финансово», - сообщил Алексей Цыганов.
Пока обязанность проверять сайты на соответствие новым правилам Роспотребнадзор взял на себя. Кабмин поручил Минпромторгу, МЭР, Минкомсвязи, Минюст и Минфин подготовить проект поправок до 1 сентября.
Источник: www.tourprom.ru