Маловодье на Волге, продолжающееся вторую навигацию кряду, спровоцировало снижение спроса на речные круизы. Как считает директор по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрей Смолин, виновата даже не нехватка воды, а то, как ситуацию «катастрофически» преподносят в прессе: «Достаточно послушать новости, чтобы люди, которые подумывали о круизе по Волге, отказались от своих планов». При этом никто не считает нужным объяснить, что делают круизные компании, чтобы избежать проблем с прохождением конфликтного участка в районе Городца и максимально сохранить расписание маршрутов.
Изменения в график движения теплоходов внесли все речные операторы. По словам г-на Смолина, «Водоходъ» для выполнения рейсов из Москвы в Самару и из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород до конца июня будет использовать четырехпалубники проекта Q-040, к ним относятся «Александр Пушкин» и «Максим Горький». Они имеют гораздо меньшую осадку по сравнению с обычными крупногабаритными четырехпалубными судами. После, если потребуется, компания применит прошлогоднюю схему. Речь идет о стыковочных рейсах, когда туристов на автобусах перевозят через Городецкий шлюз с одного теплохода на другой. «Здесь для нас в какой-то степени есть приятная тенденция. Пассажиры в этом году гораздо спокойнее воспринимают стыковочные рейсы. Некоторые даже находят в них плюсы, поскольку мы предлагаем теплоходы более высокого класса за ту же цену», – пояснил собеседник RATA-news.
Но стало больше и тех, кого не устраивает альтернатива, когда предлагается отрезать часть пути, ограничившись только «верхом» или «низом» Волги. Например, этот вариант предусмотрен при выполнении рейсов Москва – Чебоксары, Москва – Казань, либо Самара – Плес. Андрей Смолин заметил, что число отказов по таким круизам по сравнению с прошлым годом выросло примерно в полтора раза.
Заместитель генерального директора «Мостурфлота» Светлана Гончарова подтвердила, что компания уже пересадила всех своих клиентов на новые круизы с учетом гидрологического режима на Волге. У туристов был выбор: отправиться по тому же маршруту в те же даты, но на другом теплоходе – тоже комфортабельном, но чуть меньше по габаритам. Или остаться на выбранном теплоходе, но пойти по другому маршруту. Г-жа Гончарова подчеркнула, что число возвратов путевок было минимальным, не больше 1%.
В компании «Инфофлот», которая в основном располагает трехпалубным флотом, обошлись минимальной корректировкой своих маршрутов. Генеральный директор Александр Сахаров пояснил, что были изменены только несколько длинных круизов. Например в рейсе Москва – Астрахань отправной точкой стал Нижний Новгород, куда пассажиров отвозят на скоростном поезде. Зато туда же добавился заход в реку Дон до Ростова-на-Дону. «Маршрут получился более интересным, что оценили и потребители. Это видно по достаточному количеству новых бронирований», – прокомментировал г-н Сахаров.
При этом эксперт не исключает, что круизные компании даже немного переборщили с изменениями в расписании. На этой неделе был озвучен новый прогноз по поводу возможности прохождения Городецких шлюзов, и он лучше, чем предыдущий. Суда с осадкой 2,6 м смогут проходить этот участок до конца июля, тогда как раньше все ограничивалось июнем.
Тем не менее маловодье вызвало на рынке речных круизов волну спецпредложений. Скидки доходят до 30-40%. Светлана Гончарова говорит, что это вынужденная мера, с дисконтом продаются в основном «пустые» круизы: «Например, мы перекинули теплоход «Илья Репин» на маршрут Москва – Пермь вместо более тяжелого «Михаила Булгакова», который пойдет из Москвы в Петербург. У «Репина» из-за такой рокировки возникло несколько новых маршрутов, которые только что поступили в продажу и их надо заполнять». Г-жа Гончарова добавила, что большие скидки для компании в любом случае минус из-за низкой маржинальности таких круизов.
Андрей Смолин уверен, что «горение», несвойственное речным круизам, ломает устоявшиеся традиции покупки этого продукта по акциям раннего бронирования. Зачем приобретать круиз заранее, если это можно сделать буквально накануне поездки да еще и с хорошей скидкой. На эти грабли не раз наступали туроператоры выездного рынка, результат нам хорошо известен. И все же эксперты надеются, что рынку речных круизов в этом году удастся избежать серьезных потрясений.
Нина Егоршева, RATA-news
Источник: www.ratanews.ru