Снижение спроса на большинстве зарубежных направлений и рост на 25-30% запросов на внутренний туризм – неоспоримая тенденция текущего сезона, которая заставляет крупных туроператоров на лето 2015 делать ставку на внутренний «пляжный» туризм. При этом «внутренний» отдых перед сезоном был впервые за 20 лет дешевле выездного на 20%, и хотя из-за укрепления рубля пропорции немного изменились, всё равно в настоящий момент он остается дешевле на 5-10%. При этом на отдельных предложениях Краснодарского края снижение цены доходило до 50-70%. Однако представители турбизнеса на пресс-конференции в понедельник опровергли распространённые в СМИ слухи о начале демпинговых воин на внутреннем туристическом рынке – по их словам, экстремально дешевые цены были выпущены на спецпредложения-«заманухи», предназначенные для продвижения внутренних направлений.
«Мы фиксируем снижение спроса на большинстве европейских направлений. Наименьшим образом «пострадала» Турция, снижение по которой составляет лишь 1-2%, далее следуют Египет, Кипр и Черногория», - рассказала Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР. При этом основной тенденцией становится рост внутреннего туризма. «Прирост внутреннего туризма по отношению к прошлому году составляет 25-30%. Отметим, что в прошлом году уже был бум на внутреннем рынке, поэтому текущее повышение спроса уже можно назвать стойкой тенденцией», - отметила эксперт. Причина, в первую очередь, удешевление рубля. При этом, по её словам, перед сезоном впервые за двадцать лет «внутренний» отдых был примерно на 20% дешевле «зарубежного». На настоящий момент баланс немного изменился, но этот показатель всё равно момент равняется 5-10% в пользу отечественного туризма.
Эксперты турбизнеса в целом подтверждают обе тенденции, особо подчеркивая, что турбизнес имеет все шансы благополучно «выплыть» из кризиса, в том числе и за счет роста на внутреннем рынке. «Как показывает опыт предыдущих кризисов - 1998 и 2008 годов, туристический рынок обладает быстрой способностью к восстановлению объемов, фактически они восстанавливались за год-полтора», - отметил Виктор Тополкараев, гендиректор туроператора «НТК Интурист». В том числе и поэтому, по словам эксперта, «Интурист» в сезон 2015 даже несколько «расширился». «Мы не стали сокращаться на выездных направлениях и даже несколько увеличились. Так, мы не сократились на Турции, Италии и Болгарии. Кроме того, мы «вернулись» с чартерными программами в Казань и Самару, усилили присутствие в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге», - рассказал Виктор Тополкараев. Основное усиление, впрочем, идет по линии внутреннего туризма. «Мы сделали упор на Крым, сейчас летают примерно 16 наших рейсов из 5 регионов, а первый чартер в Крым состоялся 29 мая. Мы работаем по всей территории Крыма, при этом 50% приходится на южный берег Крыма», - рассказал Виктор Тополкараев.
«Мы рассчитываем отправить на наши курорты в этом сезоне примерно 750 тыс. туристов в целом - в Краснодарский край и Крым. Всего мы предлагаем около 400 объектов, в которых у нас есть 15 тыс. гарантированных комнат в Краснодарском крае и около 3 тысяч в Крыму», - рассказала Ирина Костенко, гендиректор туроператора «Библио Глобус». Эксперт рассказала, что пакетные туры компании «охватывают» все виды возможной транспортной доставки. Так, в ассортимент входят автобусные туры - 16 маршрутов до Сочи и Анапы, а также чартерный поезд Москва-Анапа, отправляющийся каждые четыре дня. «В сутки на внутренних направлениях у нас бронируется примерно 4 тыс. туристов, причем 40% приходятся на Сочи, Анапу и Геленджик», - дополнила Ирина Костенко. Что касается выездного рынка, то тут, по её словам, сохранили позиции только Турция, Египет и Кипр, остальные просели.
Что интересно, рост популярности внутренних направлений также захватил и сектор самостоятельного туризма. «С началом летнего сезона туристы «ожили», поисковик «Aviasales» фиксирует около миллиона запросов в день. При этом запросы по России составляют примерно 60%, из них доля Крыма около 8%», - рассказал Янис Дзенис, PR-директор онлайн-поисковика авиабилетов Aviasales. В лидерах у самостоятельных туристов оказываются Адлер и Анапа.
При этом эксперты особо подчеркнули, что как таковой угрозы демпинговых воин между туроператорами на внутреннем рынке нет. А причиной появлявшихся на рынке экстремально низких цен – все лишь маркетинговые ходы с их промо-тарифами. «Мы действительно представляли промо-тариф на поездку в Крым всего за 5'900 рублей, однако это была определенная квота на небольшое количество мест. Фактически, это была рекламная акция, чтобы привлечь туристов, показать, что в Крым можно и нужно ездить», - подчеркнул Виктор Тополкараев. При этом, по словам собеседника, финансово «внутренние» программы не убыточны и вполне позволят туроператорам заработать.
Тем не менее, пока прибыль для крупных игроков не главное. «У нас нет самоцели заработать на российском направлении», - отметила Ирина Костенко. По ее словам, туроператоры готовы инвестировать в «улучшение» имиджа российских курортов и повышение их качества. «Когда выходишь на новый рынок, всегда есть некоторые проблемы, но мы стараемся их решать. Мы готовы инвестировать в курорты, проводить совместные с администрацией проекты», - отметила Ирина Костенко.
В частности, турбизнес вкладывается в решение двух основных проблем. Первая из них, больше характерная для Крыма – транспортная. Транспортная инфраструктура полуострова ещё не готова к приему массового потока туристов, в частности, туристическим автобусам крайне мешает частный транспорт, «заполнивший» площадку у аэропорта Симферополя. «Вторая проблема – кадровый голод. Во многих отелях персонал – это традиционно «сезонные рабочие» с Украины, работающие как бог на душу положит. Мы готовы вкладываться и уже вкладываемся в обучение персонала, используя опыт, наработанный в Сочи при проведении Олимпиады», - рассказал Виктор Тополкараев.
В том, что касается взаимодействия с местной властью, турбизнес в целом доволен. «В «массовых» регионах власти старательно продвигают внутренний туризм. Что касается Крыма - мы рассчитываем, что отставка Елены Юрченко никак не скажется на работе туроператоров. В целом, перемены в верхах мало затрагивают турбизнес, главное, чтобы не меняли правила рабочего взаимодействия с хотельерами и т.д.», - оценила Майя Ломидзе.
Однако, по словам экспертов, «бум» внутреннего туризма достаточно локализован – для массового туризма пока, кроме «пляжных» регионов, востребованы только Москва и Санкт-Петербург. «Но мы видим два главных результата: во-первых, ездить по стране стало востребовано и модно, поэтому доля внутреннего туризма внутри регионов в целом подрастает. Во-вторых, что отдельно выгодно для турбизнеса – растет интерес к организованным турам на «пляжных» российских направлениях. Причина понятна – цены стали привлекательнее и туристы постепенно становятся клиентами туроператоров», - резюмировала Майя Ломидзе.
Источник: www.tourprom.ru