В музеях России – бум на ремесла и рукоделие

Новости - Россия, 09:27 03 июня 2015 г

Музей истории Ярославля сообщил, что совместно с «Ярославской ремесленной палатой» присоединится 13 июня к празднованию Всемирного дня вязания на публике. Оказывается, этот необычный праздник не только существует уже почти 10 лет и отмечается во многих странах, он хорошо известен и в России. Последние три года «вязали на публике», как минимум, в Москве, Тамбове, Красноярске, Томске, Абинске. О планах организовать праздник этим летом, помимо Ярославля, заявил также Ноябрьск Тюменской области. Причем, ямальцы участвуют в нём уже в третий раз. В 2014 году энтузиасты связали крючком флаг России, сейчас подумывают о гербе Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ближайшее время мы наверняка услышим о новых российских участниках этого «вязального» праздника. А в конце мая петербургский Музей варежки отметил 312-летие города оригинальной вязаной экспозицией – с Александровской колонной, Петропавловским собором, крейсером «Авророй» и даже схемой метро! Вдобавок на набережной Мойки перед музеем появился еще и ярнбомбинг. Этим английским, вернее, американским словечком называют декоративное вязание на уличных скамейках, фонарях и тд. На Мойке в пряжу «одели» два дерева, скамейку и даже ограду.

Что все это значит? То, что вирус hand made, уже много лет гуляющий по западным странам, докатился до России. Действительно, все последние годы женская часть населения нашей страны самозабвенно вяжет, лепит, обжигает глину, вышивает крестиком, варит натуральное мыло и нанизывает бусинки. Эта страсть уже не умещается в рамках интернет-сообществ и рвется наружу – на улицы. Или в музеи. Те, кстати, очень чутко уловили новое настроение – дело не в нужде или нехватке товаров, их как раз сейчас в изобилии, а в тяге людей к настоящему, уникальному, стремлении быть непохожими и неповторимыми, оторваться от ширпотреба и вернуться к своим культурным истокам.

В большинстве музеев давно организуют соответствующие мастер-классы, секции или тематические выставки, которые показывают ценность ручной работы. Это как раз тот случай, когда прямое назначение музеев сохранять традиции и культуру оказывается созвучно модному увлечению. В музее-усадьбе Льва Толстого в московских Хамовниках провели мастер-класс «Традиция рукоделия XIX века – тунисское вязание крючком». Жена Толстого, Софья Андреевна, как оказалось, была виртуозная вязальщица. Общими усилиями удалось вернуть к жизни уже забытую технику вязания, популярную в дореволюционной России настолько, что ни один модный журнал не обходился без тунисских образцов и фасончиков.

Все лето на территории природно-ландшафтной экспозиции «Малые Карелы» проходит проект «Ожившие ремесла»: народные мастера демонстрируют старинные ремесла, учат изготавливать поделки из ткани, травы или теста, расписывать изделия, рассказывают об основах орнаментального вязания. В «Кижах» учат вязать, в том числе, одной иглой. Так вязались тёплые вещи, которые надевали на охоту или рыбалку: носки, рукавицы, шарфы, свитера. Считалось, что и вязать такую одежду должны были сами мужчины, потому как участие женщины могло принести неудачу на промысле. Но карельские женщины, конечно, умели вязать одной иглой и сейчас этот навык тоже возрождается. Вещи, связанные одной иглой, грубее, плотнее, жёстче, но зато фактурнее, что сейчас как раз очень ценится.

Есть своя база ремесел в Мурманском областном художественном музее, в барнаульском музее «Город». Традиционным для Верхнего Дона видам женского рукоделия учат в государственном музее-заповеднике Михаила Шолохова. Во Всероссийском музее прикладного искусства в Москве, который и создавался сразу после революции для сохранения традиций и ремесел, недавно прошла большая выставка «Мода и ремесла». В ней участвовали молодые люди, которые в своих работах сочетают традиционные ремесла и современные технологии и вкусы. Так что пока психологи гадают над причинами творческого порыва россиян, музеи тихо делают свое дело.

Светлана Ставцева, RATA-news

Источник: www.ratanews.ru

Другие новости этой категории