Переход турпотока «в режим ожидания» вследствие стремительного роста заграничной валюты российский турбизнес в целом надеется пережить без существенных потерь. Группой риска эксперты считают на этот раз «мелкий» бизнес, как туроператорский, так и агентский, которому просто не из чего подготовить «подушку безопасности». При этом для выживания необходимо обратить особое внимание на направления, которые даже в сложившейся ситуации резкого падения курса рубля показывают более-менее устойчивый спрос. Также идет более активная переориентация на внутренний туризм.
Напомним, «рекорды» роста курса как евро, так и доллара отмечаются едва ли не ежедневно. А в конце прошлой недели европейская валюта превысила отметку в 60 рублей, а доллар приблизился к 50. В итоге из-за этого наибольшее падение турпотока, по оценке экспертов, грозит «европейцам», где цены рассчитываются в наиболее дорогой валюте. Причем кроме Швейцарии, Дании и Австрии «под ударом» оказывается и высоко популярная на Новый год Финляндия. «Теплые» зимние направления, в первую очередь Египет, особенно «чартерный», по прогнозам экспертов пострадают меньше.
«Нестабильность цен оказывается ключевым факторов при падении туропотока, обгоняющая и политику, и негативнейший информационный фон», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. Однако он отметил, что после летней эпидемии банкротств турбизнес входит в кризисный сезон хорошо подготовленным. «Туроператоры уже подстелили «соломки», поэтому можно рассчитывать, что большинство из них «не убьётся»: программы у большинства из них сокращены на 30-40%, при этом большая часть массовых программ переориентирована на наиболее популярные юго-восточные направления, которые удерживают приемлемые для туриста цены», - пояснил Юрий Барзыкин. Он отметил, что сокращение программ примерно в целом соответствует сокращениям объема выездного турпотока. «При этом мы видели небольшой рост на ноябрьские праздники, поэтому есть надежда, что и на новогодние программы спрос будет неплохим», - дополнил собеседник.
При этом эксперт уверен, что крупных туроператоров, находящиеся в критическом положении, на рынке уже не осталось, и банкротства уйдут на «уровень ниже», в бизнес среднего и мелкого уровня – это касается как туроператорского, так и турагентского рынка. «Сейчас эпидемия банкротств перешла в нижний сектор: мелкие операторы, у которых нет ни ресурсов, ни оборотных средств, «отпадут», как только схлопнется их клиентская база», - оценил Юрий Барзыкин.
«Цены в рублях на европейские направления поднялись, туристы находятся в режиме ожидания, как из-за курса, так и из-за оставшейся на рынке паники», - прокомментировал сложившуюся ситуацию Андрей Гаврилов, президент Альянса Туристических Агентств (АТА). Эксперт отметил, что для туристов, пожалуй, выгоднее всего окажутся в данной ситуации «чартерные» пакетные туры, которые туроператоры готовили по массовым направлениям в начале зимнего сезона. При этом Европа из-за высокого курса евро остаётся направлением с «высоким уровнем неопределенности в спросе». «Есть надежда, что наши европейские коллеги по туризму, понимая, что спрос из России благодаря изменениям курса будет падать, пойдут на некоторую корректировку цен», - отметил Андрей Гаврилов. Однако реальных подвижек в этом пока не видно.
При этом то, что теряет Европа, добирает Россия. «Однозначно в этих условиях будет расти внутренний туризм. Если раньше турист искал альтернативу за границей, подбирая по снижению ценника более короткий тур или отдых в отеле меньшей звездности, то сейчас появилась тенденция к поиску альтернативы уже внутри нашей страны, правда не всегда её находят, потому что предложений пока мало», - отметил еще одну тенденцию Юрий Барзыкин. Как подчеркнул эксперт, это касается, в том числе и зимних туров, однако по курортам Сочи и Красной поляны количество предложений уже растёт. Он отметил, что одним из способов для крупных туроператоров «подстелить соломку» и стали предложения по внутреннему туризму.
«Прогнозы делать дело неблагодарное, посмотрим каким будет объём бронирований. Однако восстановление спроса при более-менее нормальных сигналах от бизнеса и государства возможно к апрелю-маю», - резюмировал Андрей Гаврилов.
Источник: www.tourprom.ru