По предварительным итогам лета российский рынок морских круизов из «штормового» сезона 2014 выйдет относительно благополучно: эксперты туррынка фиксируют даже небольшой прирост турпотока. Единственное банкротство, случившееся в этом сегменте, было локальным и связанным в основном с политикой – это крах круизного туроператора «Экспо-Тур».
«Каждый ожидал от сезона большего, но не могу сказать, что этот сезон для нас оказался неудачным: на фоне падения общих европейских продаж, а также падения других сегментов туристического рынка, морские круизы показали 10% рост на европейском направлении, а на Карибах, в круизах со стартом из США, продажи выросли до 52%», - отметил Алексей Цыганов, замгендиректора туроператора «Атлантис Лайн». Он также отметил, что сезону не хватало длинных европейских маршрутов, типа Carnival, но в целом по предварительным итогам первое полугодие прошло достаточно успешно.
«Никто не ожидал в этот сезоне бешеного роста, так и получилось. В целом по отрасли у многих спад, а у нас есть небольшой рост. Думаю, что на данный момент это отличный результат», - добавил Владимир Мельников, менеджер отдела продаж и маркетинга туроператора «Breeze Line».
«Для таких внешних условий – грех жаловаться, круизы в наименьшей мере пострадали от внешних факторов. Но если все предыдущие годы шел рост, причём рост внушительный, то в этот год прирост не больше 5%», - отметил Михаил Фельдман, глава круизного отдела туроператора «PAC Group». Эксперт отметил, что в этом сезоне ранние продажи круизов до февраля-марта пользовались высоким спросом, с приростом где-то в 30%, однако дальше пошел спад, глубина уменьшилась, и март-февраль был сезоном «затишья».
«Прирост в сезоне определенный был, но сложный и неровный. Можно было отследить прямую зависимость - как появлялся какой-то политический негатив в новостях, то спрос падал, как только СМИ переставало об этом говорить, то спрос опять вырастал. При этом у нас в основном спросом пользовалось Средиземноморье», - рассказал Константин Пучков, гендиректор туроператора «Круизный дом МК».
Стоит отметить, что все круизные операторы сделали акцент на том, что в кризисный сезон популярность программ сильно зависела от скидок. «Люди боятся тратить деньги заранее. Это основной тренд этого сезона. Что касается программ - то у нас самыми популярными были круизы из Санкт-Петербурга на лайнере Royal Princess и летние круизы по Японии на лайнере Diamond Princess», - отметил Владимир Мельников («Breeze Line»). На данный момент, по словам эксперта, самым большим спросом пользуются маршруты по Юго-Восточной Азии от 10 до 18 дней и по цене от 499$ на человека. «В этом году скандинавские направления продавались со скидками от базовой цены и дали резкий всплеск. Хотя традиционно Средиземноморье пользуется бОльшим спросом, но благодаря скидкам подросли именно круизы на норвежские фьорды», - прокомментировал Алексей Цыганов.
Последний «шторм» туроператорских банкротств также в целом прошел мимо круизного рынка. Более того, эксперты не оставляют надежды, что он в каком-то смысле «оздоровит» представление о круизах в головах туристов и как следствие создаст некоторую дополнительную аудиторию надежным туроператорам. «Насколько мы видим, туристов последние банкротства заставили задуматься, что нельзя постоянно покупать путевки за счет демпинга, что это чревато. Мы видим, что турист становится более осторожным в своем выборе, и переходит к компаниям, обещающим большую надежность и «прозрачность», в том числе и в круизном сегменте», - пояснил Алексей Цыганов («Атлантис Лайн»). Эксперт также отметил, что по последним запросам складывается своеобразный «психологический портрет» текущего потребителя туруслуг: туристов интересует стабильность, надежность компании, а также нечартерные перевозки. Всё это даёт плюс круизным компаниям. «На сегодня это самый надежный вариант отдыха - клиенты могут сами в режиме онлайн проверить все свои бронирования непосредственно у судовладельцев. Таким образом, о проблемах с неоплатой и т.д. речи быть не может», - подчеркнул Владимир Мельников.
На настоящий момент по лету у круизных операторов мест практически не осталось, и они строят вполне оптимистичные планы на зимний сезон. «Сейчас пик продаж идет на осень-зиму и новогодние круизы. Там мест пока много и цены очень хорошие. Сейчас те, кто подумает об осенне-зимнем отдыхе заранее - сможет сэкономить до 50% стоимости», - сообщил Владимир Мельников. «По нашим прогнозам на осень-зиму будут преобладать Средиземноморье, ОАЭ, ЮВА и Карибы, у нас уже планируется русские группы, с русским персоналом», - резюмировал Алексей Цыганов.
Источник: www.tourprom.ru