Специалисты онлайн-агентства Biletix проанализировали цены на авиабилеты за последние три года и сделали несколько интересных выводов. Например, средняя стоимость билетов, купленных в Biletix с 2011 по 2013 год, увеличилась всего на 1% – с 9819 до 9986 рублей. За этот же период инфляция в России, по официальным данным, составила 16,2%. Таким образом, рост цен на авиабилеты отстает от инфляции более чем в 16 раз. Этим, в частности, объясняется динамичный рост авиатуризма: по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), объем пассажирских перевозок с 2002 по 2012 год вырос в стране втрое – с 30,6 до 90,7 млн. человек. Однако за этой «средней температурой по больнице» скрывается довольно противоречивая картина. В частности, опережающий рост количества зарубежных поездок россиян относительно внутренних.
По данным ТКП, внутренние перевозки за 2002-2012 годы выросли на 227% (с 15,4 до 35 млн. человек), а международные – на 366% (с 15,2 до 55,7 млн. человек). Причина проста: за три года цены на авиабилеты по трем самым популярным в России внутренним направлениям (Москва – Калининград, Москва – Санкт-Петербург и Москва – Сочи) выросли на 62%, а три самых популярных зарубежных направления (Москва – Киев, Москва – Париж, Москва – Симферополь), напротив, не только не подорожали, а подешевели на 18%.
Как выяснил Biletix, наибольший рост тарифов коснулся перелетов между Москвой и Калининградом – 81%. Интересно, что местным специалистам эта цифра кажется даже заниженной. По словам руководителя отдела корпоративных продаж ГК «Мик-Авиа» Алексея Семенова, цены поднялись больше, чем на 80%. «Корректнее будет сказать, что в 2,5 раза», – уточнил, подчеркнув, что на питерском направлении ситуация еще более сложная. В этом году «социальный тариф» составляет 7 тыс. рублей, хотя два-три года назад калининградцы могли летать за 3800 рублей туда-обратно. Не отстают и другие города. Например, билет из Москвы в Краснодар подорожал на 49% – с 3477 до 5189 рублей, в Сочи на 33% – с 4721 до 6288 рублей.
В Biletix считают, что ситуация на рынке внутренних авиаперевозок серьезно препятствует развитию внутреннего туризма. Для туроператоров этот вывод не стал новостью. Генеральный директор компании «Мультитур» Алексей Высоканов уверен, что именно стоимость перелета и железной дороги уже несколько лет сдерживает активное передвижение россиян по своей стране. Коммерческий директор компании «Астравел» Алексей Ярошевский также называет авиаперевозку главным тормозом внутреннего туризма. «Дорога часто равна или даже превышает стоимость размещения на курортах. При этом в высокий сезон достать авиабилеты по курортным направлениям совсем не просто. Большинство туристов покупает у нас только размещение, многие добираются до курортов своим транспортом», – рассказал он RATA-news.
По словам генерального директора ресурса Aviacassa.ru Максима Побережника, рост внутреннего туризма в нынешних условиях невозможен из-за ограниченности предложения по перелету, небольшой емкости и низкой оперативной способности российских аэропортов. «Спрос есть, он растет, авиакомпании и аэропорты рапортуют о рекордной загрузке. Но сам рынок авиаперевозок не развивается, он жестко монополизирован. Странно, если бы на фоне такого роста авиакомпании не увеличивали цены», – пояснил он. По его словам, задает тон на рынке «Аэрофлот»: «Эта авиакомпания доминирует на рынке, получая любые внутренние и зарубежные направления. Она может диктовать свою политику на рынке. Другие перевозчики подхватывают ее инициативы в плане цен, комиссионных агентам. Такая монополизация вредит не только внутреннему туризму», – заключил эксперт.
Напомним, в начале 2012 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила «Аэрофлот» в злоупотреблении доминирующим положением на рынке пассажирских авиаперевозок по направлениям Калининград – Москва – Калининград. В начале августа 2013 года генпрокурор Юрий Чайка обратился с письмом к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, сообщив, что цены на места в эконом-классе большинства авиакомпаний завышены в 1,5 раза, а в бизнес-классе – в 2 раза. Министерство транспорта РФ полагает, что воспользоваться более дешевыми билетами позволит введение в нормативном плане невозвратных тарифов. Такие изменения в законодательство разработаны. Предполагается, что осенью 2013 года Госдума их рассмотрит, они будут внесены в Воздушный кодекс. И тогда появится возможность предоставления тарифов по модели, по которой работают низкобюджетные перевозчики, лоукостеры.
Источник: www.ratanews.ru