Плачевное состояние отечественной туристической отрасли вынудило чиновников и депутатов начать искать решения, которые могли бы помочь развитию внутреннего туризма. На данный момент запредельные цены на гостиницы и перевозку вкупе с неразвитой сферой сопутствующих услуг, характерные буквально для всех регионах России, мешают привлечению туристов. На состоявшемся в четверг круглом столе на тему «Внутренний туризм в России: как работают инструменты развития и какие законы нужны отечественной индустрии» Юрий Смирнов, зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике, заявил о дальнейших шагах по развитию внутреннего туризма. При этом эксперты турбизнеса, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», полагают, что главная проблема внутреннего туризма – низкая транспортная доступность туристических объектов на территории России. И решить её можно лишь одним путем – кардинально увеличив уровень конкуренции среди авиаперевозчиков, и сломав монополию РЖД.
«Первый шаг был сделан с принятием 296-го закона, который предлагал регионам самостоятельно создавать условия для развития туризма. Но, конечно, было ясно, что этого недостаточно, – отметил сенатор. – Мы также добились принятия федеральной целевой программы «О внутреннем и въездном туризме», направленной на создание туристической инфраструктуры». По его словам, средства на реализацию программы сейчас поступают из федерального и региональных бюджетов: 96 млрд руб. – из федерального бюджета, 25 млрд – из региональных. «Также деньги на развитие инфраструктуры будут поступать и от инвесторов», – добавил г-н Смирнов.
В свою очередь, глава Управления государственных туристических проектов Ростуризма Александр Сирченко отметил, что отношение к отечественному туризму меняется «с самого верха». «Я говорю и о президенте, и о премьер-министре, и о Федеральном собрании. Ситуация меняется в лучшую сторону», – отметил представитель Ростуризма.
Между тем падение популярности внутреннего туризма во многом связана с возросшей доступностью зарубежных путешествий – высокая конкуренция туроператоров приводит в появлению огромного количества горящих туров, продающихся ниже себестоимости (хотя при этом страдают и туристы и сами туроператоры – на этой неделе из-за этого обанкротился, например, Асент-Тревел). С другой стороны отдых внутри России для самих россиян становится всё больше не по карману.
Действительно, по мнению экспертов турбизнеса, главная проблема внутреннего туризма – высокие цены на перевозку. При этом развивать туризм надо не из центра, а на местах – только так можно учесть все особенности разных регионов. «На самом деле, законодательная база на данный момент вполне удовлетворяет потребностям турбизнеса. Основная проблема не в этом. Дело в том, что очень сложно найти для России универсальное решение для всех регионов», - считает Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». В некоторых регионах для развития туризма не хватает финансирования, в некоторых - отелей, где-то проблемы с персоналом и уровнем сервиса, пояснил эксперт.
Однако вполне можно выделить основную проблему, характерную для всех регионов РФ. «Это транспортная недоступность, заключающаяся не только и не столько в отсутствии инфраструктуры как таковой, хотя она тоже оставляет желать лучшего, сколько в запредельно высоких ценах на авиа и ж/д билеты», - считает Сергей Ромашкин. С этим согласен и Алексей Высоканов, гендиректор туроператора «Мультитур»: «для нормального развития туристической отрасли и повышения турпотока необходимо снизить цены на авиа и ж/д перевозки. На данный момент стоимость билетов на тот или иной вид транспорта беспрецедентно велика и зачастую может превышать 50% от общей стоимости путевки туриста, решившего провести свой отпуск на родине».
Однако одними субсидиями перевозчикам эту проблему не решить. Высокая стоимость билетов является прямым следствием низкого уровня конкуренции на рынке внутренних авиаперевозок – «открытого неба» внутри России не существует, как нет и достаточного количества самих авиакомпаний. Высокая же стоимость железнодорожных перевозок вообще обусловлена абсолютной монополией единственной компании на этом рынке.
Источник: www.tourprom.ru