К сегодняшнему дню в общероссийское объединение туроператоров «Турпомощь», созданное почти год назад, вошло почти 2 тысячи российских туроператорских компаний, занимающихся выездным туризмом. Об этом во вторник было заявлено руководством Турпомощи во время заседание Наблюдательного совета.
По данным АТОР, в ходе заседания совета в ряды Турпомощи было принято около 600 туроператоров, большинство из которых лишь недавно появились на российском туристическом рынке. Таким образом, всего на данный момент в состав Турпомощи вошли 1’920 туроператоров.
При этом за последние 3 месяца – с момента официального старта работы Турпомощи, на туррынке России произошел лишь единственный случай приостановки деятельности туроператора в сфере выездного туризма - «Синей птицы». «Объединение полностью контролировало ситуацию. В распоряжении организации находился список всех пострадавших туристов. Однако оказание срочной помощи не потребовалось», рассказал Вячеслав Басов, директор объединения.
В тоже время за эти три месяца работы Турпомощью была пройдена практически вся документальная основа: приняты положение о директоре, регламент о ведении реестра туроператоров - членов Турпомощи, разработаны правила профессиональной деятельности, а также подготовлен проект соглашения о сотрудничестве с Росавиацией.
Впрочем, у Турпомощи осталась до конца не решённой технология возврата средств, затраченных на экстренную помощь туристам. Напомним, что согласно последней редакции Закона о туризме, Турпомощь имеет право на возмещение таких расходов со стороны страховщиков за счёт фингараний проштрафившегося туроператора, чьих туристов Турпомощи пришлось вызволять из-за границы.
Как оказалось, эта норма закона может вообще не сработать. По данным представителя Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС), который выступил с разъяснениями на заседании Наблюдательного совета, каждый страховщик утверждает правила страхования фингарантий самостоятельно, и эти правила могут сильно разниться. Так, если по правилам страхования того или иного страховщика передача прав по получению возмещения невозможна, либо существуют чёткие определения того, что не должно считаться страховым случаем, то вполне вероятно «Турпомощь» не получит никаких денег в качестве компенсации.
Без ответа остались и вопросы об очередности выплат по фингарантиям – сначала Турпомощи, а потом туристам, либо наоборот. Также неясно, в каком объеме будут компенсированы средства страховой компанией, если стоимость возвращения туриста на родину, затраченная из Фонда объединения, окажется выше, чем вся стоимость тура...
Напомним, что организация туроператоров «Турпомощь» и её Фонд создавались для оказания помощи туристам, попавшим в затруднительное положение за рубежом – например, в случае банкротства туроператора, организовавшего поездку. В таком случае за счет «Турпомощи» будет оплачено 24-часовое проживание туриста, а также его питание, юридическая помощь и эвакуация в Россию. Однако данные меры Фонд будет предпринимать лишь в том случае, если ситуация будет квалифицирована как недобросовестные действия туроператора по отношению к туристу, во всех же других случаях туристы, как и раньше, будут вынуждены обращаться в страховые компании. При этом Фонд «Турпомощи» создаётся на средства самих туроператоров: так, обязательным условием для вступления в организацию является внесение на счет Фонда суммы в размере 100 тысяч рублей.
Добавим, что по сей день не утихают дискуссии по поводу размера взноса в «Турпомощь». Так, согласно закону об основах туристической деятельности, объем взноса должен составлять не менее 0.1% от оборота туркомпании, но не менее 100 тысяч рублей. Более того, такую сумму туроператоры обязаны вносить в Турпомощь ежегодно. Однако многих нишевых и региональных туроператоров взносы в 100 тысяч рублей поставили на грань выживаемости, что послужило толчком к появлению движения «снизу» под условным названием «БезТурПомощи». В итоге многие общественные организации, включая ТПП и РСТ, присоединились к требованию нишевых туроператоров, и разработали ряд поправок в закон. Более того, некоторые ведомства, в том числе и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) восприняли эту инициативу положительно, однако в конце апреля профильный комитет Совета Федерации дал отрицательный отзыв по проекту.
Источник: www.tourprom.ru