В России меняется модель рынка продаж авиабилетов. Все крупные перевозчики почти вдвое снизили комиссию агентов, которые продают более 70% билетов на 140 млрд. руб. в год. Раньше они получали с продаж 7-9%, теперь в лучшем случае – 5%. У «Аэрофлота» комиссия снизилась с 1 июня, и перевозчик уже предупредил, что в ноябре планирует вообще обнулить комиссии. В результате первая пятерка авиакомпаний сможет сэкономить более 10 млрд. руб. в год. Агенты же введут собственные сервисные сборы в размере €10-20 с билета.
По словам участников рынка, прежде «Аэрофлот» платил агенту 7% цены билета эконом-класса и 9% бизнес-класса, то теперь базовая ставка – 4%. Почти такие же комиссии были у других крупных перевозчиков. Теперь у S7 базовая ставка – 5%, а по 30 направлениям – 0,1%. У «Трансаэро» базовая комиссия – 5%, а по туристическому классу – 3%, у «ЮТэйр» комиссия – 5%, а по ряду направлений снижена до 1%. «Уральские авиалинии» установили комиссию на уровне 5%, обнулив ее по ряду маршрутов.
Первой снижение комиссий начала S7 – еще в апреле. В течение мая-июня к ней присоединились остальные крупные игроки. При этом «Аэрофлот» в презентации для агентов подчеркнул, что с 1 июня начал только первый этап снижения комиссии, вторая волна – в ноябре.
В «Аэрофлоте» подтвердили, что базовая комиссия снижена до 4%. Снижение комиссий подтвердили и в S7, а также неофициально в ряде других авиакомпаний. В «Трансаэро» факт резкого снижения комиссии опровергают.
Только для первой пятерки перевозчиков это сэкономит более 10 млрд. руб. в год. «Сокращение издержек является необходимым условием выживания отрасли,– отмечает источник «Коммерсанта» на авиарынке. – Затраты на продажу билетов – одна из немногих статей, поддающихся управлению».
По данным Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), на долю агентов приходится более 70% продаж авиабилетов. Остальные 30% авиакомпании продают сами – через сайты и кассы. В 2012 году в России продано более 40 млн. авиабилетов. Исходя из средней цены на уровне 5 тыс. руб. (оценка ТКП), объем рынка – свыше 200 млрд. руб. в год.
«Сейчас уже можно смело говорить, что комиссии будут обнулены», – считает Дмитрий Горин, гендиректор компании «Випсервис», крупнейшего агента по продажам авиабилетов. Он отметил, что в Европе и США большинство перевозчиков давно отказались от комиссий. «Но в России это будет болезненная перестройка рынка, – подчеркнул топ-менеджер.– Агентам в любом случае нужно окупать свою работу. Если раньше им платила авиакомпания, то теперь акцент смещается в сторону потребителя. Будут вводиться дополнительные сборы – в среднем по €10-20 с билета, агенты начнут конкурировать по набору услуг, по качеству сервиса, за который и будут платить пассажиры».
С этим согласен Сергей Богачев, возглавляющий компанию «Авиа центр», второго игрока на российском агентском рынке: «Нам сборы с билетов в любом случае придется увеличивать, в частности, по корпоративному сегменту». Он добавил, что при отсутствии гарантированной доходности с продажи билета можно ожидать консолидации рынка. «Доля агентов в общем объеме продаж останется на прежнем уровне, – полагает г-н Богачев. – Но крупные компании, имеющие возможность значительных финансовых гарантий, смогут работать более эффективно».
На цене билетов перестройка рынка отразится не сильно, считают игроки рынка. Дмитрий Горин поясняет, что цену на билеты определит конкуренция между перевозчиками: «Теперь агент будет помогать пассажиру найти оптимальное предложение, а раньше он помогал перевозчику продать как можно больше билетов».
Константин Калинов, основатель туристического поисковика Aviasales.ru, считает, что снижение комиссий стимулирует агентов к развитию новых сервисов, например, по бронированию отелей или аренде автомобилей.
Источник: www.ratanews.ru