Российский туристический рынок наводнён спецпредложениями, причем не только по турам от туроператоров, но и по авиабилетам напрямую от самих авиаперевозчиков. Однако, как оказалось, далеко не все они безобидны – купившись на некоторые из них, можно и вовсе остаться без планируемой поездки, причем не спасёт даже известность бренда продавца. Один из таких случаев поведал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» наш читатель Владислав Д., с которого за купленный по спецакции, полностью оплаченный и оформленный у катарской авиакомпании «Qatar Airways» билет, перевозчик пытался взыскать допоплату, почти равную стоимости этого билета. Вся эта некрасивая история живо напомнила типичные для 90-х годов ситуации «дикого» туристического рынка молодой России – тогда и туроператоры и авиакомпании активно взимали необходимые с их точки зрения доплаты со всех своих туристов, даже полностью оплативших тур...
«На сайте а/к «Qatar Airways» 21.04.13 я приобрел 2 авиабилета по маршруту Москва – Доха - Гонк-Конг - Доха - Москва с 26.11.13 по 15.12.13, оплатил кредитной картой 21’630.80 рублей за оба билета. В тот же вечер электронные билеты были оформлены авиакомпанией и доставлены мне по e-mail. Однако, спустя 2 дня, я получил сообщение от авиакомпании с невозможностью подтвердить места на рейсе по техническим причинам – якобы из-за сбоя на сайте. Хотя в свободной продаже места на данных рейсах имелись. При этом авиакомпания предложила приобрести новые билеты со скидкой 50% от стандартного тарифа, но при этом стоимость за оба билета составляла около 34 тысяч рублей. В телефонном разговоре с сотрудницей колл-центра авиакомпании «Qatar Airways» по имени Лина мне было сказано, что купленные ранее билеты в любом случае будут аннулированы и если меня что-то не устраивает, то я могу обращаться в суд. Считаю данные действия авиакомпании недопустимыми и несоответствующим законодательству РФ в области защиты прав потребителей», - рассказал обманутый пассажир.
Как оказалось, Владислав Д. оказался не единственным пассажиром, купившимся на низкие тарифы спецакции «Катарских авиалиний», причём всем им отказали в предоставлении оплаченной и подтвержденный услуги, потребовав доплатить. В этой связи даже возникли подозрения, что данная ситуация могла возникнуть не из-за технического сбоя, а стала своеобразным маркетинговым инструментом по заманиванию дополнительных клиентов.
Впрочем, прояснить истинную причину у первоисточника оказалось невозможным: на запрос о сложившейся ситуации московский офис «Qatar Airways» не смог корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» предоставить внятного ответа, лишь пообещав перенаправить запрос в головной офис.
Отметим, что по мнению юристов, пострадавший турист вполне имел шанс заставить перевозчика выполнить взятые на себя обязательства без всяких доплат, впрочем решение суда могло быть и иным. «По закону, подсудность осуществляется по месту нахождения авиаперевозчика, однако, учитывая, что у «Qatar Airways» есть представительство в Москве, есть вероятность того, что российский суд примет дело к производству. Однако, если туристу вернут деньги, и он будет вынужден приобрести билет по завышенной цене, нет гарантии того, что суд расценит разницу этих сумм как убыток, поскольку в отношении данного понятия нет жестких норм», - пояснила Полина Барабанова, ведущий юрист ЮА «Персона Грата». При этом, как отметила эксперт, пострадавший турист имеет право пожаловаться и в Роспотребнадзор, который может наложить на авиакомпанию штраф за подобные действия.
Впрочем, судиться Владиславу Д. было некогда. «У нас шла длительная переписка, в итоге нам аннулировали все бронирования и вернули все деньги. Я консультировался с юристами, и они сказали, что если подавать в суд, то дело выиграем. Но весь вопрос был в том, стоит ли победа затраченных усилий, к тому же авиакомпания могла бы устроить «заподлянку» при регистрации, например, не окажется мест или чего-то в этом роде. В итоге у всех, кто одновременно со мной приобрёл билеты, история закончилась однотипно – всем вернули деньги и аннулировали брони», - добавил Владиславу Д.
При этом пострадавший турист уверен, что репутационные потери для «Qatar Airways» при подобных ситуациях превышают любые возможные издержки. «Это была ошибка со стороны авиакомпании, технический сбой в том, что они продавали билеты себе в минус. Однако, если компания совершает ошибки, то она и должен за них отвечать. Я сам работаю в туристической компании, и если мы совершаем ошибки, то продаем клиентам туры за те деньги, которые у нас указаны в прайсе. То есть тяжесть нашей ошибки ложится на нас. В «Катарских авиалиниях» её предпочли решить за счет пассажиров», - пояснил Владислав Д.
Источник: www.tourprom.ru