Этим летом петербургская компания «Экспо-тур», которая специализируется на сезонных круизах по Балтике, решила «выйти» в Черное море. Для этого ее дочерняя структура Black & Baltic Seas Cruise Company (B&BS Cruise Company) зафрахтовала у карибского судовладельца Adriana Shipping LTD пятипалубное круизное судно Adriana. Компания предложит туристам круиз Ялта – Одесса – Севастополь – Анапа – Сочи – Феодосия. Это круговой маршрут, который позволяет пассажирам из разных стран и причерноморских регионов производить посадку и высадку в одном и том же порту, при этом совершая полноценный недельный круиз.
Круизы по Черному морю, которые обойдутся в $730-1440 в зависимости от класса каюты, стартуют 14 июня и продлятся до октября. Как рассказал RATA-news генеральный директор компании «Экспо-тур» Игорь Рюриков, судно только вчера отправилось к месту своей летней дислокации и должно прибыть в Ялту к 8 мая. На этот день назначена его официальная презентация. Adriana работает на Кубе, куда вернется зимой, после сезона в России и Украине. «Оценивать продажи пока рано, они стартовали только сегодня, продана лишь одна каюта. Но мы рассчитываем на успех, прогнозируем высокий спрос. К тому же разработали широкую схему дистрибуции – через блочников, отдельные агентства в городах по маршруту, а также индивидуальное онлайн-бронирование на сайте», – рассказал г-н Рюриков. Одновременно B&BS Cruise Company уже договорилась с симферопольской авиакомпанией Air Onyx о запуске с конца июня чартера из Петербурга в Симферополь, стоимость билетов в обе стороны составит 10-11 тыс. рублей. Судно рассчитано на 300 пассажиров и 100 человек персонала.
Идея возобновления черноморских круизов или просто пассажирского сообщения по крымско-кавказской линии, которое было прерваны с распадом СССР, давно витает в воздухе. Страны-члены ОЧЭС на правительственном уровне с 2006 года пытаются воссоздать практически недействующие сейчас пассажирские трансчерноморские линии и круизные перевозки на Черном море. А порты России и Украины обсуждают возможность организации морских круизных линий и увеличения числа принимаемых судов по уже действующим маршрутам. Однако пока эти диалоги так и не перешли в практическую плоскость.
Нынешний проект – частная инициатива. Игорь Рюриков считает, что потребность в запуске внутренней круизной линии в Черном море назрела, во-первых, по причине общего роста круизного рынка и, во-вторых, повышенного спроса на безвизовые туры. Черноморские круизы смогут стать прекрасной альтернативой речным и пляжному отдыху на побережье. Особенно это актуально в связи с Олимпиадой в Сочи и развитием здесь мощной инфраструктуры отдыха. Возрождение круизов ориентировано на внутренний рынок причерноморских стран – жителей России, Украины, Молдовы, проживающих в Кишиневе, Одессе Днепропетровске, Донецке, Ростове, Ставрополе, Краснодаре и т.д. По оценкам B&BS Cruise Company, это порядка 50 млн. человек.
Запуск круизов по шести черноморским портам на туристическом рынке встретили с энтузиазмом и одновременно с солидной долей скепсиса. Президента компании St.Peter Line Игоря Глухова, например, смущает возраст арендованного судна. «Судно 1972 года постройки – не лучший вариант для работы на круизном маршруте, – сказал он в интервью «Коммерсанту». Игорь Рюриков уверяет, что возраст корабля не имеет значения. «Adriana – судно ледового класса, оно в отличном состоянии и еще лет 50 будет ходить без всяких проблем. Я все сам внимательно обследовал, не говоря уже о том, что ни одно судно не выпустят из порта, если оно не гарантирует безопасность своих пассажиров», – пояснил он RATA-news.
Компания St.Peter Line в ближайшем будущем планирует открыть похожие круизные маршруты в том же регионе, так что замечание ее руководства вполне можно объяснить конкуренцией. Но «староватой» Adriana кажется и директору по маркетингу круизного оператора «Виа Марис» Елене Кармановой: «Мы считаем старым судно класса «стандарт» 1992 года выпуска, а что говорить о 40-х годах? Другое дело, что из класса «стандарт» это судно может перекочевать в «эконом» и служить еще долгое время. Правда, и уровень надо ждать соответствующий».
По словам г-жи Кармановой, успех нового круиза по Черному морю будет в значительной степени зависеть оттого, какого уровня и объема развлечения смогут предоставить туристам организаторы. «Чем меньше судно, тем сложнее сделать хорошие программы. А если на борту будет мало развлечений, то круизная компания может рассчитывать только на возрастную публику. Молодежь на такой лайнер не заманишь», – полагает она. Немаленькой показалась ей и цена недельного круиза. Из-за кризиса сейчас на международном круизном рынке такой демпинг, что туристы могут купить майские программы по Средиземноморью за €300-400, причем, на лайнерах несравнимо более высокого уровня.
Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин также находит стоимость предлагаемых круизов завышенной. «Для людей, понимающих толк в круизах, этот маршрут может показаться слишком простым и при этом довольно дорогим. Для тех, кто решит впервые поехать в круиз, он однозначно дороговат», – заметил эксперт.
С другой стороны, как показывает опыт продажи речных круизов по России, любителей этого вида отдыха не останавливает высокая стоимость. И дело не в отсутствии у них загранпаспортов. Эти люди сознательно выбирают путешествия по древним русским городам, едут в такие удаленные места, как Кижи, Валаам, не считаясь с высокой стоимостью. Им важна история этих мест. Готовы ли они будут заплатить столько же за поездку по шести городам черноморского побережья, Сергей Ромашкин сказать не готов. Он полагает, что города программы слишком неравнозначны, но еще больше его смущает неготовность таких городов, как, например, Феодосия, принять для экскурсионного обслуживания сразу 200-300 круизных туристов. «Круиз немыслим без такой экскурсионной программы. Но неразвитость инфраструктуры и транспорта в этих городах, которые уже давно не принимали большое количество туристов, – серьезная проблема», – заметил эксперт.
Сама же идея черноморских круизов кажется Сергею Ромашкину очень интересной, хотя и слегка запоздалой. «Думаю, эта тема уже не так актуальна, как было 5-10 лет назад. Тем не менее, желающие будут, и прежде всего – жители центральной России. Меня не смущает возраст судна – Игорь Рюриков умеет выбирать. Больше опасений вызывает качество сервиса, как на борту, так и на берегу. Но в любом случае, мы будем предлагать эти круизы своим клиентам», – сказал директор «Дельфина».
Елена Карманова, напротив, не планирует предлагать круизы своим туристам, хотя идею в принципе поддерживает: «Можно только приветствовать такие начинания. Это требует больших денежных вложений и труда. Но если у B&BS Cruise Company все получится, за ней пойдут новые компании и начнется движение вперед».
Источник: www.ratanews.ru