В рамках «Инфраструктурного форума», впервые организованного по инициативе Минэкономразвития, инвестиций и торговли Самарской области и прошедшего с 28 по 30 марта 2013 года, состоялся форсайт «Развитие внутреннего туризма в Самарской области» Его провели эксперты АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (г. Москва). Форсайт – относительно новая европейская методология, которая позволяет увязывать принимаемые решения с долговременными тенденциями в конкретной отрасли.
Участникам самарского форсайта предстояло выяснить, есть ли у области шансы стать конкурентоспособным туристическим направлением на российском и мировом рынке и что мешает этому сегодня. Туроператорам и отельерам, экскурсоводам и руководителям вузов, представителям музеев, санаториев, IT-сферы и СМИ в сжатый временной отрезок предстояло совместно определить наиболее сильные и слабые стороны туризма Самарской области, проанализировать возможности для его развития и оценить существующие угрозы. Но самое главное, нарисовать туристическое будущее региона.
По словам одного из организаторов мероприятия, руководителя департамента туризма Самарской области Михаила Мальцева, к обсуждению вопросов развития туризма активно присоединилось региональное бизнес-сообщество – в форсайте участвовали представители Российского управленческого сообщества, Клуба директоров Самарской области, сообщества выпускников Президентской программы и т.д. Это свидетельствует о том, что туризм воспринимается как одно из самых перспективных направлений в экономике региона.
«Мозговая атака» принесла как вполне ожидаемые результаты, так и сюрпризы. В частности, участники встречи пришли к парадоксальному выводу, что Самарская область как туристическое направление не получает должного развития и продвижения не из-за нехватки туристических ресурсов, а, наоборот, из-за их избыточности. Действительно, стремление продвинуть на рынок весь огромный природный потенциал региона, включая реку Волгу, Жигулевские горы, а одновременно большое количество событий и фестивалей, историю, многонациональные традиции и обычаи вместо создания бренда, размывают его. В этой ситуации неясно, что правильнее – сделать акцент на лечебном туризме, для которого в Самарской области есть природные факторы и целый ряд известных здравниц, или отдать предпочтение событийному туризму, ведь в области каждый летний уикенд проходит фестиваль. Безусловно, нельзя забывать и о круизном туризме, одной из визитных карточек Самарского региона, и о туризме активном, для развития которого на территории Самарской Луки есть все предпосылки.
Участники встречи пытались решить, что из этих направлений будет наиболее востребовано рынком и возможно ли эффективно развивать все направления одновременно. Среди самых смелых, и в то же время логичных идей стало предложение создать единую туристско-рекреационную зону, соединяющую два крупнейших города региона – Самару и Тольятти. Зону отличают близость к аэропорту и федеральной трассе, разнообразие природных ландшафтов – берег Волги, Жигулевские горы, сосновые и смешанные леса, а также наличие уже популярных фестивальных площадок, клубов водных видов спорта, загородных комплексов и туристских баз. Все это позволяет превратить ее в зону отдыха и туризма с тематическими парками, открытыми концертными площадками, всесезонными комплексами, гостиницами, ресторанами и т.д. На выработку подобных решений и был рассчитан форсайт. По словам заместителя председателя правительства, министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Кобенко, задача в том, чтобы привлечь как можно больше инициативных молодых людей, у которых есть идеи, но они не знают, как их правильно подать, как с ними дальше работать.
Источник: www.ratanews.ru