Следственный комитет РФ объявил о завершении расследования крушения теплохода «Булгария», произошедшего летом 2011 года. В окончательной редакции дела обвинение предъявлено помощнику капитана, субарендатору теплохода, чиновнику из Российского речного регистра и двум сотрудникам Ространснадзора. По версии следствия, причиной затопления двухпалубного теплохода и гибели 122 человек явилась «негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа». Кроме того, к трагедии привели несоблюдение требований и правил безопасности судоходства, неисполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений при подготовке судна к эксплуатации в навигацию. В настоящее время все документы дела переданы в суд.
Последние два года память о «Булгарии» оказывала негативное влияние на рынок речных круизов. В 2012 году продажи летней навигации значительно упали по сравнению с 2011-м. В новом сезоне ранние продажи идут намного активнее прошлогодних – игроки рынка отмечают рост спроса на уровне 10-15%, в некоторых компаниях цифры еще выше.
«По сравнению с прошлым годом рост спроса по акции раннего бронирования составляет 40%. На сегодняшний день продана уже треть мест. Причем спросом пользуются более длительные круизы продолжительностью от 7 дней», – рассказал директор по внутреннему туризму компании «Водоходъ» Андрей Смолин. Похожими данными оперируют не только московские, но и региональные туроператоры.
Рост ранних продаж отметил генеральный директор поволжской компании «Самарские путешествия» Дмитрий Воропаев. Однако, по его словам, происходит он, в основном, за счет постоянных клиентов, привыкших бронироваться раньше всех. Г-н Воропаев напомнил, что после катастрофы «Булгарии» в России была проведена серьезная ревизия речного флота, а также кардинально поменялось законодательство в области водного транспорта. Например, с этого года за всеми передвижениями судов по внутренним водным путям будет следить спутниковая система ГЛОНАСС. «Думаю, это улучшит контроль и пойдет на благо отрасли», – заметил г-н Воропаев.
Генеральный директор компании «Инфофлот» Александр Сахаров полагает, что напряжение, которое возникло у туристы сразу после трагедии с «Булгарией», почти спало. По его мнению, возможно впервые за два года пассажиры не задают так много вопросов о техническом состоянии теплохода, о команде, которая его обслуживает, и так далее. Игроки рынка видят в этом хороший знак.
Впрочем, давать точные прогнозы на навигацию-2013 пока туроператоры пока не спешат. «Самыми показательными месяцами будут февраль и март, это основной период бронирований на предстоящий сезон. В прошлом году он оказался провальным, что повлияло на общегодовую картину продаж», – продолжает г-н Сахаров.
По акции раннего бронирования, которые в большинстве турфирм действовали до Нового года, туристов привлекали скидки в размере 10%. Сейчас найти речной круиз с дисконтом стало намного сложнее. На сегодняшний день, по данным игроков рынка, цены выросли в среднем на 5-10% и, судя по всему, будут расти и дальше. «Рентабельность речных круизов невелика, порядка 3-5%, а если учитывать, что в течение последних двух лет туроператоры не могли работать в «плюс», искусственно сдерживания цены, то вполне естественно, что сработал эффект отложенного роста цен», – полагает Александр Сахаров. Его коллега из «Самарских путешествий» напоминает, что туроператорам пришлось потратиться не только на усиление мер безопасности на судах: топливо, которое в цене турпакета составляет не менее 25%, также все это время дорожало.
В такой ситуации некоторые клиенты ищут способы удешевить любимый вид отдыха. По словам Андрея Смолина, еще в прошлом году наметилась тенденция «ухода» москвичей в регионы. То есть жители столицы все чаще покупают круизы, которые стартуют не из Москвы, а, например, из Нижнего Новгорода. В этом случае круиз выходит заметно дешевле.
В компании «Мостурфлот», напротив, отмечают рост интереса туристов к круизам на теплоходах категории 4-5*. Стоимость отдыха на таких суда составляет порядка 5-8 тыс. рублей в сутки на человека. Заместитель генерального директора «Мостурфлота» Светлана Гончарова рассказала, что, в частности, в мае в круиз будет отправлен построенный в 2012 году теплоход класса люкс «Александр Грин». Все места на рейс проданы уже на 90%. При этом россияне смогут путешествовать на «Александре Грине» только весной и осенью: в пиковый летний сезон судно арендовано австралийскими туроператорами.
Источник: www.ratanews.ru