«Перекуем мечи на орала»: Северная Корея открывает аквапарк и горнолыжные курорты

Новости - Мир, 12:02 08 ноября 2013 г

Расцвет северокорейской экономики откладывается, но, не склонные к оптимизму аналитики, все-таки нашли и в этой бочке дегтя ложку меда: если что и способно вытянуть страну, да что страну, весь остальной мир, из повального увлечения военными программами, так это туризм.

В том, что туриндустрия воистину одна способна «перековать мечи на орала», экспертов убедили картинки, выложенные недавно государственным Центральным агентством новостей Северной Кореи. Фотографии живописуют пышную церемонию, сопровождавшую открытие в Пхеньяне очередного парка культуры и отдыха, а именно аквапарка «Мунсу».Насколько целесообразно и разумно инвестировать в объект развлечения, особенно на фоне всеобщей нищеты и голода (а чего еще ждать от экономики, если очередная модель развития потерпела сокрушительное фиаско), вот тут критики и скепсиса гораздо больше, чем оптимизма. Так что это: пир во время чумы, или же бюджетные инъекции в крупномасштабные развлекательные проекты типа аквапарков, приморских курортов и горнолыжных центров имеют свои плюсы, которые иные предпочитают замалчивать? Попробуем разобраться.

Конечно, молодожены и любители семейного отдыха вряд ли в массовом порядке двинутся в Северную Корею. Но закрытое общество, отрезанная от остального мира страна, как всякий запретный плод, манит к себе на редкость многочисленных туристов. Как нам поведал генеральный директор расквартированной в Пекине туристической компании «Koryo Tours», которая в течение 20 лет является монопольным организатором туров в Северную Корею для иностранцев, Саймон Кокрел, в последнее время спрос на поездки в эту часть Кореи подскочил весьма ощутимо. «Хотя цифры сами по себе выглядят более чем скромно (пара тысяч человек в год), это заметно больше по сравнению с недавним прошлым, когда Северная Корея была рада и нескольким сотням туристам»,- рассказал Кокрел в интервью «NK News. «Думаю, с 2008 по 2013 год западный турпоток в КНДР вырос примерно на 400 процентов»,- отметил он. Положительная динамика наблюдается не только по турпотоку, но и по числу туроператоров, работающих в самой Северной Корее. В последние годы на рынок вышли также компании из Китая и Европы, в частности, из Швеции: уповают на «доходное место». Так что набирающий обороты туристический бум на руку и тем, и другим.

Уже прошедший так называемую «зародышевую» стадию своего развития, северокорейский туризм играет далеко не последнюю роль в наполнении национального бюджета. Начнем с того, что иностранные туристы, выведенные (если так можно выразиться) из оборота местных денег, ввозят в страну твердую валюту, которой, понятное дело, здесь так недостает и которая идет на приобретение иностранных товаров. Корейская международная туристическая компания, которая от имени и по инициативе государства ведет соответствующий бизнес, обеспечивает завидные возможности для реализации своих профессиональных навыков образованной интеллигенцией, особенно при условии владения несколькими иностранными языками. Но, даже не принимая во внимание узкий круг этих специалистов, развитие туризма обеспечит рабочими местами внушительную часть населения, будь то занятую в строительстве или в сфере гостеприимства.

Посылая недвусмысленные сигналы соотечественникам, журналист «Guardian» Робин Тадж называет туризм лучшем инвестиционным проектом доллар-в-доллар. Приветствуя развитие производства, которое, по мнению Таджа, обладает колоссальным потенциалом роста и устойчивого развития, английский журналист также замечает, что тяжелая индустрия завязана на многих смежных отраслях (энергетика, сырьевая база, информация о состоянии рынка, выход в мировое торговое пространство), которыми страна пока что не может похвастаться. Туризм в этом смысле отличается гораздо большей независимостью. Побывавший в Северной Корее не один раз, Тадж замечает: «Чтобы устроить горнолыжную трассу с парой-тройкой гостиниц, много не нужно: гора – она и есть гора, за снег тоже платить не надо, вот он, снег. Дело за туристами: пусть приезжают».

В глобальном масштабе Тадж также предвидит изменения, советуя остальному миру подвигать Северную Корею на развитие, не жалея времени и сил, своей туриндустрии, способной отвлечь правительство от своих милитаристских планов. К тому же, в условиях ограниченного экономического ресурса, туризм будет способствовать структурной диверсификации народного хозяйства, в котором, помимо оборонки, появятся новые отрасли, чтобы те оттянули на себя трудоспособную часть населения. В итоге начнется процесс переквалификации рабочей силы, которая, вместо производства бомб и прочих «игрушек», сядет за парты языковых школ. По Таджу, в туризме, не хуже чем в любви и на войне, хороши все средства: «Туризм обеспечивает и требует развития самых разнообразных навыков, от проектирования и строительства, до обслуживания гостей. Он ждет инвесторов, готовых вложить активы в строительство дорог, железнодорожных путей, аэропортов, учреждений здравоохранения и заведений общепита». Да сколько еще «открытий чудных» готовит туризм, лишь бы туристы не иссякали. Таково мнение Таджа. Ему вторит Кокрел, по словам которого северокорейские партнеры «Koryo» сегодня гораздо охотнее идут на контакт и проявляют заметно больше гибкости, стараясь удовлетворить запросы иностранных туристов. «Сейчас значительно проще попасть на доселе «закрытые» мероприятия, вроде военных парадов или футбольных матчей. Можно даже организовать спортивные состязания между местными жителями и иностранцами. Разрешают посещать школы и т.д.».

Глупо говорить о том, что туризм избавит Северную Корею от продовольственного голода, решит все ее экономические проблемы или (из области фантастики) заставит отказаться от ядерной программы. И все-таки, при всей своей кажущейся бестолковости, идеи вроде открытия аквапарка или ипподрома задают брожение в умах руководства страны, заставляя говорить о смене приоритетов.

Источник: www.tourprom.ru
 

Другие новости этой категории