Дэн Браун представляет «Инферно», Флоренция ждет туристов, как чуда

Новости - Мир, 11:05 28 мая 2013 г

Дэн Браун представляет читателям свой новый роман. В нем уже известный читателям профессор истории Гарвардского университета Роберт Лэнгтон обещает разгадать тайные послания, скрытые в «Божественной комедии» Данте. «Ад» - первая часть знаменитого произведения вдохновил Брауна на создание одноименной книги («Инферно»), адресованной автором тем, кто свято верит в конспирологию и разного рода теории заговоров. Уж их-то находкам не будет конца.

Путешествуя «с ученым видом знатока» по таинственным, как лабиринт, коридорам флорентийского Палаццо Веккьо, Еудженио Джани не перестает твердить, что Дэн Браун – это, сомнений нет, «голова». Флоренция «спустила» десять процентов турпотока, но, если новая книга будет иметь успех сродни предыдущим то ли рассказам, то ли россказням писателя, город эту десятку отыграет. Рафинированный флорентийский денди и глава городского совета, Джани ждет не дождется выхода «Инферно». Книга, которая должна появиться на прилавках на этой неделе, уведет читателя во Флоренцию, туда, где в 13-м веке творил Данте Алигьери и чья «Божественная комедия» совершила революцию в итальянском языке сродни той, что совершил Чоссер со своими «Кентерберийскими рассказами» в языке английском.

Успех, сопутствовавший выходу книги «Код Да Винчи» (в 2003 году, когда роман увидел свет, было продано свыше 80 миллионов экземпляров), вдохновил Брауна на продолжение линии, начатой с великим Леонардо. Тогда писатель сумел заинтриговать любителей интеллектуального триллера тайнами, якобы зашифрованными в творениях итальянского художника, ученого и мыслителя. Теперь Лэнгтону и всем поклонникам Брауна предстоит разгадать леденящие кровь тайны не менее выдающейся личности – Данте, - сокрытые им по пути в ад, куда он спускается в одной из глав «Божественной комедии». За ним последует и Лэнгтон, чуть было не ставший (как можно судить из главы, появившейся в качестве анонса еще до выхода книги) жертвой некоей таинственной дамы, подосланной чтобы убить ученого под молчаливыми сводами Палаццо Веккьо. Одно из самых известных строений Флоренции, увенчанный зубцами Старый дворец, служивший в Средневековье резиденцией знаменитой династии Медичи, сегодня служит городской ратушей. «Специалисты по Данте предупредили меня, чтобы я не «заигрывал» с Брауном, но я их не боюсь: главное, что Данте по-прежнему вызывает интерес, а люди сами разберутся, что правда, а что вымысел»,- говорит Джани Оптимизм мэра, который одновременно возглавляет итальянское «Общество любителей Данте», поддержал и Сильвано Феи. По мнению директора городского Музея Данте, ежегодно принимающего до 60 тысяч посетителей, «имя Данте на слуху, и в этом главная суть книги Брауна». В трех частях своего произведения Данте спускается в ад, путешествует по чистилищу и в итоге оказывается в раю. Этот путь он проделывает, будучи сам в изгнании, вдали от родины: поражение партии, пытавшейся силой добиться водворения во Флоренцию, обрекло его на долгие годы странствий. С собой в дорогу он взял воспоминания о мозаике в баптистерии городского собора (она сохранилась до наших дней), изображающей страшного властителя преисподней, глодающего души умерших.

По мнению Джани, эти картины, в числе других, сформировали в сознании Брауна образ Флоренции. В подтверждение своих слов синьор Джани устраивает небольшую экскурсию по причудливо сплетенным проходам и переходам Палаццо Веккьо. «Лабиринт символизирует интригу, пронизавшую всю городскую культуру той эпохи. Вот кабинет Макиавелли. Выйдя из него, «проваливаешься» в комнату, увешанную картами 16-го века. Карта Армении скрывает дверь в стене, а за ней – секретный туннель до решетки, за которой угадывается необъятных размеров Зал пятисот. Здесь любил прятаться тогдашний правитель Флоренции Великий герцог Козимо Первый Медичи: оставаясь незамеченным собравшимися, он подслушивал их разговоры. Украшает залу огромная фреска 16-го века руки Джорджио Вазари. По мнению специалистов, это лишь верхний слой, за которым должен скрываться утерянный шедевр Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри». В прошлом году музей попытался подобраться к внутреннему слою фрески, но, встретив яростный протест со стороны ученых, вынужден был прекратить работы. «Дерутся между собой»,- сообщает на ушко Джани. Что плохо для науки, для туризма – благо: завороженные бесконечными тайнами, поклонники брауновского «Ада» направляются во Флоренцию в стремлении отыскать следы Данте, описавшего в «Комедии» («божественной» она стала позднее, с легкой руки Бокаччо) улицы, которые практически не изменились за свою шестисотлетнюю историю. Упоминающие их отрывки красуются на постерах по всему городу. «Город буквально исписан «Божественной комедией». Чтобы найти Данте, нужно прочувствовать Флоренцию, всю без остатка»,- говорит Джани.

В паре шагов от Старого дворца высится башня 14-го века. В ее руинах заседает «Общество любителей Данте», издавшее в 1921 году современную версию «Божественной комедии». По словам одного из консультантов общества Паолы Алегретти, пути Данте и Голливуда пересекались задолго до Брауна. Во время съемок фильма «Ганнибал» гостем общества был Энтони Хопкинс, который изучал здесь один из дантовых сонетов, описывающий его возлюбленную, в мечтах поглощающую сердце писателя. В гробовой тишине библиотеки Алегретти берет с полки «Божественную комедию», чтобы прочитать несколько строк из «Ада»: «О вы, разумные, взгляните сами, и всякий наставленье да поймет, сокрытое под странными стихами!».

«Данте, конечно, хочет, чтобы мы добрались до потаенного смысла его строк»,- говорит она. «Обладая потрясающим чувством юмора, поэт нарочно отказывается от конкретики в пользу таинств и загадочных открытий, которые оставляет сделать читателю. Дэн Браун пришелся бы ему по душе».

Известный специалист по Да Винчи, не год и не два потративший на развенчивание самых искусных теорий об авторе и его самой известной работе, портрете Джоконды (размножившихся выходом «Кода Да Винчи», как грибы после дождя), посоветовал изучающим наследие Данты, проявить максимум корректности. «Если фигура такого культурно-исторического масштаба, как Да Винчи, поселилась в современных умах, то это колоссальная привилегия избранных, и мы должны признать за Брауном определенную заслугу на данном поприще»,- сказал Мартин Кемп, по мнению которого преуспел Браун и в излишней суете. «Вряд ли теперь мы испытываем недостаток в одержимых, умудряющихся отыскать за Джокондой чуть ли не крокодилов, не говоря уже о тайных посланиях, которые им чудятся и в каждой букве, и в каждом штрихе».

Торгующий сувенирами на ступеньках баптистерия Стефано Обе считает, что ошибки не главное. Проблема в том, что из-за кризиса туристы, хотя их и много, стали скупее. «Браун написал книгу, и это благая весть».

Источник: www.tourprom.ru

Другие новости этой категории