Минтранс подготовил законопроект о допуске гастарбайтеров к работе пилотами в российских авиакомпаниях

Новости - Россия, 10:05 19 февраля 2013 г

Министерство транспорта РФ подготовило законопроект о допуске иностранных пилотов к работе в российских авиакомпаниях. Согласно пояснительной записке к законопроекту, Минтранс предлагает установить квоту в 200 иностранных командиров воздушного судна (КВС) сроком на 5 лет. По данным министерства именно столько КВС не хватает сегодня на российском рынке, при нулевом дефиците вторых пилотов. Однако высокий уровень зарплат российских пилотов, превышающий европейские на 30%, а также борьба авиакомпаний за опытных пилотов, свидетельствуют о том, что предлагаемый размер квот может оказаться недостаточным для успешного развития авиаперевозок в стране.

По подсчетам экспертов, российской авиации ежегодно требуется от 1000 до 2000 новых пилотов. Сегодня из отечественных ВУЗов выпускается около 700-900 молодых пилотов. Принимая во внимание то, что еще несколько лет назад ежегодный выпуск молодых специалистов находился на уровне 500 человек, сегодня российский авиационный рынок не может не испытывать дефицита опытных кадров.

Кадровый дефицит наблюдается и в ряде азиатских стран, где авиакомпании уже вынуждены пересматривать свои планы развития и отправлять на стоянку самолеты, поскольку их просто некому пилотировать. Российские авиакомпании еще не сталкивались с подобными ситуациями, однако многие перевозчики отмечают ограниченное предложение на рынке труда.

Растущий кадровый дефицит вынуждает российские авиакомпании переманивать друг у друга опытных пилотов, поскольку рынок не успевает подготовить необходимое количество КВС, а возможности нанимать иностранных пилотов еще нет. Это сказывается и на уровне зарплат. В Европе средняя зарплата командира Boeing 737 NG составляет около 7-8 тыс. долларов США. В России КВС получают примерно на 30% больше – около 10-12 тыс. долларов США в месяц.

В среднем в мире, в том числе и в России, ежегодно около 5% пилотов уходят на пенсию. Подготовка КВС занимает в среднем от 5 до 7 лет. Принимая во внимание заметно более низкие темпы подготовки специалистов в предыдущие годы, приходящее на смену поколение пилотов может поддержать текущий летный состав страны, однако для того, чтобы обеспечить рост авиакомпаний и их авиапарка отечественный рынок нуждается в дополнительных опытных кадрах.

В ближайшие 5 лет российским перевозчикам будет поставлено около 500 новых самолетов, свыше половины из которых – западного производства. И это не учитывая сделок на вторичном рынке, где ежегодно приобретаются или берутся в лизинг десятки подержанных самолетов. В зависимости от типа воздушного судна и дальности полетов, потребность в экипажах для каждого приобретаемого самолета может достигать 16 пилотов или 4 летных экипажа на каждый борт. Это говорит о том, что реальный спрос на КВС в следующие 5 лет заметно превысит отметку в 2000 человек.

«Предпосылки текущей ситуации на российском рынке пилотов во многом сложились еще в советское время, когда авиакомпании использовали только отечественные самолеты, и у рынка не было ни потребностей, ни возможностей развиваться и интегрироваться в глобальный рынок», - прокомментировала Скайсте Книзайте, генеральный директор AviationCV.com.

Несколько десятилетий назад многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона были также закрыты для иностранных пилотов. С активным развитием рынка воздушных перевозок потребность в опытных пилотах стала расти высокими темпами. Ввиду ограниченных ресурсов многие азиатские страны были не в состоянии самостоятельно осуществлять подготовку необходимого количества кадров, поэтому они решили открыть свой рынок для иностранцев, чтобы оказать содействие национальной авиации. В том числе, это сделали Китай и Вьетнам - страны, традиционно считавшиеся более консервативными и закрытыми, чем Россия.

Практика показывает, что допуск иностранцев, как правило, приносит положительный эффект, поскольку многие специалисты приезжают из европейских стран и США. Иностранные пилоты делятся своим опытом, а также содействуют тому, что местные пилоты начинают лучше разговаривать на английском языке (официальный международный авиационный язык). Это также способствует повышению безопасности полетов, как в стране, так и во всем регионе.

По мнению экспертов, сегодня в мире около 5% опытных пилотов находятся без работы - это более 12 000 специалистов. Часть этих пилотов - из Европы и США, где за последние годы обанкротились или пошли на заметные сокращения как мелкие, так и крупные перевозчики. Открытие российского рынка, несомненно, привлекло бы внимание западных специалистов, как возможностью трудоустройства, так и более высоким уровнем зарплаты.

Некоторые опасаются, что допуск пилотов-иностранцев сопряжен с дополнительными рисками из-за культурных различий, вероятности недопонимания между членами экипажа и других человеческих факторов. Однако мировой опыт показывает, что мультинациональные экипажи не несут в себе угрозы. Авиация, в отличие от многих других отраслей, работает по универсальным правилам и принципам.

«Допуск иностранных пилотов станет глотком свежего воздуха для российских авиакомпаний. Однако, на наш взгляд, квота в 200 пилотов не сможет должным образом удовлетворить растущий спрос на опытных специалистов. Уже сегодня к нам обращаются пилоты, как из стран СНГ, так и из Европы, которые готовы переехать в Россию и работать в российских авиакомпаниях. Открытие рынка для иностранцев (не только КВС, но и вторых пилотов) оказало бы содействие стратегическим планам развития российских перевозчиков и позволило бы им заметно оптимизировать расходы. Более высокая конкуренция на рынке влияет на снижение темпов роста заработных плат. Кроме того авиакомпании получили бы возможность адаптировать свои экипажи под сезонные изменения, когда необходимо нанять несколько пилотов лишь на несколько месяцев», - сообщила Скайсте Книзайте.

Источник: www.tourprom.ru

Другие новости этой категории